Византийская империя на карте в древности. Падение константинополя и византийской империи

December 9th, 2013 , 11:28 am

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае - июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV-XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Ну и конечно же собор Святой Софии - когда-то главный собор всего христианского мира! Это бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Если быть более точным, то собор выглядел не так, как на фото ниже, чтоб увидеть его оригинальный вид надо пролистать через фото

Ну ещё надо здесь заменить полумесяцы на кресты - никаких минаретов, понятное дело, тут не было. Это на самом деле впечатляющий собор с впечатляющим интерьером.

Чтоб в него попасть надо отстоять очередь и пройти через рамки металлотедектора

Во дворе собора



План собора

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Внутри собора сохранились некоторые фрески, однако когда-то все стены и потолки были полностью покрыты ими. Кстати, большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Над дверью, ведущей в нартекс, мозаика Х века - Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан - модель Софии (совсем непохожую).


Сейчас это очень странное сочетание христианского храма и мечети, но размер на самом деле впечатляет!

Богоматерь с младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году

Когда я там был, примерно четверть объема была покрыта строительными лесами...
Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века)

В южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах.

В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту. Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.

Оригинальные фрески под более поздней штукатуркой

Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. «Деисус» означает «моление»: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом


А вот так избавлялись от символов христианства - крестов - в мечетях: просто затирали их

Или разбирали

Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре - наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

Фрески просто поражают, отдельно про фрески у меня будет подробный пост!






Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), она же мечеть Фетхие-джами («Завоевания») - самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Глабосом Дукой Тархаинотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292-1294 гг.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Глабаса (Μιχαὴλ Δοῦκας Γλαβᾶς Ταρχανειώτης) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.

Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.
В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.

На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя


Григорий Просветитель

В куполе изображен Пантократор и 12 пророков:
- Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)
- Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
- Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
- Софония. «Огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
- Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
- Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)
- Захария. «Господа Саваофа - горою святыни» (Зх. 8:3)
- Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
- Аввакум. «Господи! услышал я слух Твой » (Авв. 3:2)
- Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
- Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
- Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

Св. Антоний

Надписи на фасаде здания

Рядом стоит скромная церковь Иоанна Предтечи , которая сейчас является мечетью Ахмат-паши и представляет собой самую крошечную сохранившуюся церковь Константинополя, длиной всего 15 метров. Расположена в самой исламско-консервативной части района Фатих, менее чем в 400 метрах от церкви Богородицы Паммакаристы. Систематически церковь никогда не исследовалась. Предполагается, что она была построена при Комнинах и была посвящена Иоанну Предтече (как и ещё 35 храмов византийской столицы). Переоборудована в мечеть в конце XVI века иждивением Ахмат-паши (бывший ага янычар). До 1961 г. здание находилось в руинированном состоянии, с разрушенным нартексом и выломанными столпами. Она,как мне кажется, лучше всего символизирует то, что осталось от когда-то великой Византийской империи...

Среди множества городов средневековой Европы столица занимала особое место. Даже в пору относительного упадка, в начале VII в., население Константинополя насчитывало 375 тыс. - намного больше, чем в любом другом городе христианского мира. Позднее это число только увеличивалось. Рос и сам город. Даже спустя века города латинского Запада по сравнению с византийской столицей казались жалкими деревушками. Крестоносцы-латиняне поражались её красотой и размерами, а также богатством. На Руси Константинополь звали Царьградом, что можно толковать и как Царский город, и как Царь-город.

В 330 г. римский император Константин I перенёс столицу в город Византии и дал ему своё имя. Всего за несколько десятилетий Константинополь из заурядного провинциального центра превратился в крупнейший город империи. Опередил он и все города Запада, включая Рим и столицы Ближнего Востока - Антиохию и Александрию. В Константинополь стекались люди со всего римского мира, привлекаемые его невиданным богатством и славой. В этом городе, стоявшем на мысу между Мраморным и Чёрным морями, на самой границе Европы и Азии, пересекались торговые пути, шедшие с разных концов света. Почти всё Средневековье Константинополь оставался важнейшим центром мировой торговли. Здесь встречались товары и люди из Западной Европы и , Индии и Руси, арабских стран и Скандинавии. Уже в XI в. чужеземцы - купцы, наёмники - заселяли целые городские кварталы.

Для благоустройства столицы немало сделал император Юстиниан I. При этом правителе Восточная империя значительно расширилась. Созданные тогда величайшие творения византийской архитектуры поновлялись потом веками. Зодчие Юстиниана воздвигли возвышающийся над морем Большой императорский дворец, служивший многим поколениям императоров. Грандиозным памятником союза между империей и Церковью поднялся над городом купол Святой Софии, славнейшего храма православного мира. Именно богослужение в Софии, по преданию, потрясло в X в. русских послов, посланных князем Владимиром «испытать» ромейскую веру. «И не могли мы понять, - рассказывали они князю, - на небе мы или на земле... »

Богатство и роскошь столицы империи всегда привлекали завоевателей. В 626 г. город пытались взять объединённые силы авар и персов, в 717 г. - арабы, в 860 г. - русы. Но долгие века Второй Рим не видел врага в своих стенах. Несколько поясов укреплений надёжно защищали его. Даже во время многочисленных гражданских войн, потрясавших империю, город только сам отворял ворота победителям. Лишь в 1204 г. вчерашним союзникам, крестоносцам, удалось захватить столицу. С этого начался закат Константинополя, завершившийся падением города в 1453 г., уже под натиском турок. По иронии судеб, последний император носил то же имя, что и основатель столицы, - Константин.

Под названием Стамбул город стал столицей мусульманской Османской империи. Он оставался ею до падения власти султанов в 1924 г. Османы решили не разрушать город. Они вселились в императорские дворцы, а собор Святой Софии перестроили в величайшую мечеть державы, сохранив прежнее имя - Айя-София (что и значит «святая»).

  • Где находится Византия

    То великое влияние, какое оказала в эпоху мрачного средневековья Византийская империя на историю (а также религию, культуру, искусство) многих европейских стран (включая нашу) трудно охватить в рамках одной статьи. Но мы все же попробуем это сделать, и максимально рассказать вам об истории Византии, ее быте, культуре и многом другом, одним словом, с помощью нашей машины времени отправить вас во времена высочайшего расцвета Византийской империи, итак устраивайтесь поудобнее и поехали.

    Где находится Византия

    Но прежде чем отправится в путешествие во времени, сперва давайте разберемся с перемещением в пространстве, и определим где же находится (точнее находилась) Византия на карте. На самом деле в разные моменты исторического развития границы Византийской империи постоянно менялись, расширяясь в моменты развития и сокращаясь в периоды упадка.

    Например, на этой карте Византия показана в период своего расцвета и как мы видим в те времена она занимала всю территорию современной и Турции, часть территории современной Болгарии и Италии и многочисленные острова в Средиземном море.

    В эпоху правления императора Юстиниана территория Византийской империи была еще больше, и власть византийского императора простиралась также на Северную Африку (Ливию и Египет), Ближний Восток, (в том числе славный город Иерусалим). Но постепенно их оттуда начали вытеснять сперва , с которыми Византия на протяжении веков находилась в состоянии перманентной войны, а затем и воинственные арабские кочевники, несущие в своих сердцах знамя новой религии – ислама.

    А здесь на карте показаны владения Византии в момент ее упадка, в 1453 году, как видим в это время ее территория сократилась до Константинополя с окрестными территориями и части современной Южной Греции.

    История Византии

    Византийская империя является наследницей другой великой империи – . В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

    Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

    Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

    Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

    Уже с VI века при правлении блистательного императора Юстиниана и его не менее блистательной супруги (на нашем сайте есть интересная статья об этой «первой леди Византии», переходите по ссылке) Византийская империя начинает потихоньку отвоевывать территории занятые в свое время варварами. Так византийцами у варваров лангобардов были захвачены значительные территории современной Италии, некогда принадлежавшие Западной римской империи, власть византийского императора простирается и в северную Африку, тамошний город Александрия становится важным экономическим и культурным центром империи в этом регионе. Военные походы Византии простираются и на Восток, где протяжении нескольких веков идут непрерывные войны с персами.

    Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

    Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

    • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
    • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
    • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
    • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
    • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

    Падение Византии

    Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).

    Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый , направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи.

    Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.

    В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.

    Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.

    29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.

    Культура Византии

    Культура Византии является продуктом смешение культур многих народов: греков, римлян, евреев, армян, египетских коптов и первых сирийских христиан. Самой яркой частью византийской культуры является ее античное наследие. Многие традиции времен античной Греции сохранились и преобразились в Византии. Так разговорным письменным языком граждан империи был именно греческий. Города Византийской империи сохранили греческую архитектуру, устройство византийских городов, опять таки позаимствовано из античной Греции: сердцем города была агора – широкая площадь, на которой проходили народные собрания. Сами города были обильно украшены фонтанами и статуями.

    Лучшие мастера и архитекторы империи возводили дворцы византийских императоров в Константинополе, самым знаменитым среди них является Большой императорский дворец Юстиниана.

    Остатки этого дворца на средневековой гравюре.

    В византийских городах активно продолжали развиваться античные ремесла, шедевры тамошних ювелиров, мастеров, ткачей, кузнецов, художников, ценились по всей Европе, мастерство византийских мастеров активно перенимали представители других народов, в том числе славян.

    Большое значение в общественной, культурной, политической и спортивной жизни Византии имели ипподромы, где проходили гонки на колесницах. Они для ромеев были примерно тем же, чем для многих сегодня является футбол. Были даже свои, говоря современным, языком фан-клубы болевшие за ту или иную команду колесничих гончих. Подобно тому, как современные футбольные фанаты ультрас, болеющие за разные футбольные клубы время от времени устраивают драки и потасовки между собой, также большими охочими к этому делу были и византийские фанаты гонок на колесницах.

    Но помимо просто беспорядков, разные группировки византийских фанатов, имели и сильное политическое влияние. Так однажды рядовая потасовка болельщиков на ипподроме привела к крупнейшему в истории Византии восстанию, известному под именем «Ника» (буквально «побеждай», таким был лозунг восставших фанатов). Восстание болельщиков «Ника» чуть не привело к свержению императора Юстиниана. Лишь благодаря решительности его супруги Феодоры и подкупу лидеров восстания, его удалось подавить.

    Ипподром в Константинополе.

    В юриспруденции Византии безраздельно господствовало Римское право, доставшееся в наследие от Римской империи. Причем именно в Византийской империи теория римского права приобрела свою окончательную форму, были сформированы такие ключевые понятия как закон, право, обычай.

    Экономика в Византии также во многом была обусловлена наследием Римской империи. Каждый свободный гражданин платил в казну налоги со своего имущества и трудовой деятельности (подобная налоговая система практиковалась и в древнем Риме). Высокие налоги часто становились причиной массовых недовольств, а то и смут. Византийские монеты (известны как ромейская монета) обращались по всей Европе. Эти монеты были очень похожи на римские, но византийские императоры внесли в них лишь ряд незначительных изменений. Первые монеты, которые стали чеканиться в странах западной Европы, в свою очередь были подражанием ромейским монетам.

    Так выглядели монеты в Византийской империи.

    Большое влияние на культуру Византии имела, конечно же, религия, о чем читайте дальше.

    Религия Византии

    В религиозном плане Византия стала центром православного христианства. Но перед тем, именно на ее территории образовались самые многочисленные общины первых христиан, которые весьма обогатили ее культуру, особенно в части строительства храмов, а также в искусстве иконописи, которое зародилось именно в Византии.

    Постепенно христианские храмы стали центром общественной жизни византийских граждан, оттеснив в этом плане античные агоры и ипподромы с их буйными фанатами. Монументальные византийские церкви, построенные в V-X веках, сочетают в себе как античную архитектуру (у которой христианские зодчие много чего позаимствовали) так и уже христианскую символику. Самым прекрасным храмовым творением в этом плане с полным правом может считаться церковь святой Софии в Константинополе, преобразованная впоследствии в мечеть.

    Искусство Византии

    Искусство Византии было неразрывно связано с религией, и самым прекрасным, что оно дало миру, было искусство иконописи и искусство мозаичных фресок, которыми украшались многие храмы.

    Правда с иконами была связана одна из политически-религиозных смут в истории Византии, известная как Иконоборчество. Так называлось религиозно-политическое течение в Византии считающие иконы идолами, а значит подлежащими истреблению. В 730 году император Лев ІІІ Исавр официально запретил почитание икон. В результате тысячи икон, а также мозаик были уничтожены.

    Впоследствии власть сменилась, в 787 году на трон взошла императрица Ирина, которая вернула обратно почитание икон, и искусство иконописи возродилось с прежней силой.

    Художественная школа византийских иконописцев задала традиции иконописи для всего мира, в том числе большим было ее влияние и на искусство иконописи в Киевской Руси.

    Византия, видео

    И в завершение интересное видео об Византийской империи.


  • Пришел конец. Но еще в начале IV в. центр державы переместился в более спокойные и богатые восточные, балканские и малоазийские, провинции. Вскоре столицей стал Константинополь, основанный императором Константином на месте древнегреческого города Византия. Правда, и на Западе остались свои императоры - управление империей было разделено. Но старшими считались именно государи Константинополя. В V в. Восточная, или Византийская, как говорили на Западе, империя устояла под ударом варваров. Более того, в VI в. ее властители отвоевали многие земли занятого германцами Запада и удерживали их два столетия. Тогда они являлись римскими императорами не только по титулу, но и по сути. Лишившись к IX в. значительной части западных владений, Византийская империя тем не менее продолжала жить и развиваться. Она просуществовала до 1453 г ., когда последний оплот ее власти - Константинополь пал под напором турок. Все это время империя оставалась в глазах подданных законной преемницей . Ее жители называли себя ромеями , что по-гречески значит «римляне», хотя основную часть населения составляли греки.

    Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порой простиравшей власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром стало историческим уделом Византийской империи. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла собственным историческим путем , во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

    Карта Византийской империи

    История Византийской империи

    Культура Византийской империи создавалась многими народами. В первые века существования ромейской державы под властью ее императоров находились все восточные провинции Рима: Балканский полуостров, Малая Азия, юг Крыма, Западная Армения, Сирия, Палестина, Египет, северо-восток Ливии . Создателями нового культурного единства были , римляне, армяне, сирийцы, египетские копты и селившиеся в границах империи варвары.

    Самым мощным культурным пластом в этом культурном многообразии было античное наследие. Задолго до появления Византийской империи благодаря походам Александра Македонского все народы Ближнего Востока подверглись мощному объединяющему воздействию древнегреческой, эллинской, культуры. Этот процесс получил название эллинизации. Перенимали греческие традиции и переселенцы с Запада. Так что культура обновленной империи складывалась как продолжение главным образом культуры древнегреческой. Греческий язык уже в VII в. безраздельно господствовал в письменной и устной речи ромеев (римлян).

    Востоку, в отличие от Запада, не довелось испытать разорительных варварских набегов. Потому здесь не было страшного культурного упадка. Большинство древних греко-римских городов продолжало существовать и в византийском мире. В первых веках новой эры они сохраняли прежний облик и устройство. Как и в Элладе, сердцем города-оставалась агора - обширная площадь, где прежде проводились народные собрания. Теперь, впрочем, народ все чаще собирался на ипподроме - месте представлений и скачек, объявления указов и публичных казней. Город украшали фонтаны и статуи, великолепные дома местной знатии общественные здания. В столице - Константинополе - лучшими мастерами возводились монументальные дворцы императоров. Самый известный из ранних - Большой императорский дворец Юстиниана I, прославленного победителя германцев, правившего в 527-565 гг., - был воздвигнут над Мраморным морем. Внешний вид и убранство столичных дворцов напоминали о временах древних греко-македонских владык Ближнего Востока. Но византийцы использовали и римский градостроительный опыт, в частности водопроводную систему и бани (термы).

    Большинство крупных городов античности осталось центрами торговли, ремесла, науки, литературы и искусства. Таковы были Афины и Коринф на Балканах, Эфес и Никея в Малой Азии, Антиохия, Иерусалим и Берит (Бейрут) в Сиро-Палестинс, Александрия в древнем Египте.

    Крушение многих городов Запада привело к смещению торговых путей на восток. В то же время нашествия и захваты варваров сделали сухопутные дороги небезопасными. Закон и порядок сохранялись только во владениях константинопольских императоров. Поэтому «темные», наполненные войнами столетия (V- VIII вв.) стали порой расцвета византийских портов . Они служили и перевалочными пунктами для военных отрядов, отправлявшихся на многочисленные войны, и стоянками сильнейшего в Европе византийского флота. Но главным смыслом и источником их существования была морская торговля. Торговые связи ромеев простирались от Индии и до Британии.

    В городах продолжали развиваться античные ремесла. Многие изделия ранневизантийских мастеров являются настоящими произведениями искусства . Шедевры ромейских ювелиров - из драгоценных металлов и камней, из цветного стекла и слоновой кости - вызывали восхищение в странах Ближнего Востока и варварской Европы. Германцы, славяне, гунны перенимали мастерство ромеев, подражали им в собственных творениях.

    Монеты в Византийской империи

    Во всей Европе долгое время обращалась только ромейская монета. Константинопольские императоры продолжали чекан римских денег, внося лишь незначительные изменения в их внешний вид. Право римских императоров на власть не подвергалось сомнению даже лютыми врагами, и единственный в Европе монетный двор был тому подтверждением. Первым на Западе осмелился начать чекан собственной монеты франкский король во второй половине VI в. Однако и тогда варвары лишь подражали ромейскому образцу.

    Наследие Римской империи

    Еще заметнее римское наследие Византии прослеживается в системе управления государством. Политические деятели и философы Византии не уставали повторять, что Константинополь - Новый Рим, что они сами - ромеи, а их держава - единственная хранимая Богом империя. Разветвленный аппарат центральной власти, налоговая система, правовая доктрина незыблемости императорского единодержавия сохранились в ней без принципиальных изменений.

    Быт императора, обставленный с необычайной пышностью, преклонение перед ним были унаследованы от традиций Римской империи. В позднеримский период, еще до византийской эпохи, дворцовые ритуалы включили в себя многие элементы восточных деспотий. Василевс, император, появлялся перед народом только в сопровождении блестящей свиты и внушительной вооруженной охраны, следовавших в строго определенном порядке. Перед василевсом простирались ниц, во время тронной речи его закрывали специальными занавесями, сидеть в его присутствии получали право единицы. К его трапезе допускались лишь высшие чины империи. Особенно помпезно обставлялся прием иноземных послов, которых византийцы старались поразить величием власти императора.

    Центральное управление концентрировалось в нескольких ведомствах-секретах: Шваз ведомстве логофета (управителя) геникона - главном налоговом учреждении, ведомстве воинской кассы, ведомстве почты и внешних сношений, ведомстве по управлению имуществом императорской семьи и др. Помимо штата чиновников в столице каждое ведомство имело должностных лиц, посылаемых с временными поручениями в провинции. Существовали еще и дворцовые секреты, которые управляли непосредственно обслуживавшими царский двор учреждениями: продовольственными, гардеробными, конюшенными, ремонтными.

    Византия сохранила римское право и основы римского судопроизводства. В византийскую эпоху завершилась разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, было уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса.

    Наследием Римской империи была и четкая налоговая система. Свободный горожанин или крестьянин платил в казну налоги и пошлины со всех видов своего имущества и с любого рода трудовой деятельности. Он платил и за владение землей, и за сад в городе, и за мула или овец в хлеву, и за помещение, сдаваемое внаем, и за мастерскую, и за лавку, и за корабль, и за лодку. Практически ни один товар на рынке не переходил из рук в руки, минуя бдительное око чиновников.

    Военное дело

    Сохранила Византия и римское искусство ведения «правильной войны». В империи бережно хранили, переписывали и изучали древние стратегиконы - трактаты о воинском искусстве.

    Периодически власти реформировали армию, отчасти из-за появления новых врагов, отчасти для ее соответствия возможностям и потребностям самого государства. Основой византийского войска стала кавалерия . Ее количество в составе армии колебалось от 20 % в позднеримское время до более чем одной трети в X в. Незначительной частью, но очень боеспособной стали катафрактарии - тяжелая кавалерия.

    Военный флот Византии также был прямым наследством Рима. О его силе говорят следующие факты. В середине VII в. император Константин V смог послать в устье Дуная для ведения боевых действий против болгар 500 судов, а в 766 г. - даже свыше 2 тыс. Самые крупные корабли (дромоны) с тремя рядами весел брали на борт до 100- 150 воинов и примерно столько же гребцов.

    Новшеством на флоте стал «греческий огонь» - смесь нефти, горючих масел, асфальта серы, - изобретенный в VII в. и наводивший ужас на врагов. Он выбрасывался из сифонов, устроенных в виде бронзовых чудовищ с разинутыми пастями. Сифоны можно было поворачивать в разные стороны. Выбрасываемая жидкость самовоспламенялась и горела даже на воде. Именно при помощи «греческого огня» византийцы отбили два арабских вторжения - в 673 и 718 гг.

    Превосходно было развито в Византийской империи военное строительство, опиравшееся на богатую инженерную традицию. Византийские инженеры - строители крепостей славились далеко за пределами страны, даже в далекой Хазарии, где по их планам возводилась крепость

    Приморские крупные города кроме стен защищались подводными молами и массивными цепями, преграждавшими вход вражескому флоту в бухты. Такими цепями замыкались Золотой Рог в Константинополе и залив Фессалоники.

    Для обороны и осады крепостей византийцы использовали различные инженерные сооружения (рвы и частоколы, подкопы и насыпи) и всевозможные орудия. В византийских документах упоминаются тараны, подвижные башни с перекидными мостками, камнеметные баллисты, крюки для захвата и разрушения осадных приспособлений врага, котлы, из которых кипящая смола и расплавленный свинец выливались на головы осаждавших.

    Одно из величайших государственных образований древности, в первых столетиях нашей эры пришла в упадок. Многочисленные племена, стоящие на низших ступенях цивилизации, уничтожили многое из наследия античного мира. Но Вечному городу не суждено было погибнуть: он возродился на берегах Босфора и еще много лет поражал современников своим великолепием.

    Второй Рим

    История возникновения Византии относится к середине III века, когда римским императором стал Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I (Великий). В те времена римское государство раздирали внутренние междоусобицы и осаждали внешние враги. Состояние восточных провинций было более благополучным, и Константин решил перенести столицу в одну из них. В 324 году на берегу Босфора началось строительство Константинополя, а уже в 330 году он был объявлен Новым Римом.

    Так начала свое существование Византия, история которой насчитывает одиннадцать веков.

    Разумеется, ни о каких стабильных государственных границах речь в те времена не шла. На протяжении своей долгой жизни власть Константинополя то слабела, то снова обретала могущество.

    Юстиниан и Феодора

    Во многом состояние дел в стране зависело от личных качеств ее правителя, что в целом характерно для государств с абсолютной монархией, к которым принадлежала и Византия. История ее становления неразрывно связана с именем императора Юстиниана I (527-565 гг.) и его жены, императрицы Феодоры - женщины очень неординарной и, видимо, чрезвычайно одаренной.

    К началу V века империя превратилась в небольшое государство Средиземноморья, и новый император был одержим идеей возродить былую славу: он отвоевал обширные территории на Западе, добился относительного мира с Персией на Востоке.

    История неразрывно связана с эпохой правления Юстиниана. Именно благодаря его заботам сегодня существуют такие памятники древней архитектуры, как мечеть в Стамбуле или церковь Сан Витале в Равенне. Одним из самых заметных достижений императора историки считают кодификацию римского права, которое стало основой правовой системы многих европейских государств.

    Средневековые нравы

    Строительство и бесконечные войны требовали огромных трат. Император без конца повышал налоги. В обществе росло недовольство. В январе 532 года во время появления императора на Ипподроме (своеобразный аналог Колизея, который вмещал 100 тыс. человек) начались беспорядки, переросшие в масштабный бунт. Подавить восстание удалось неслыханной жестокостью: восставших убедили собраться в Ипподроме, будто бы для переговоров, после чего заперли ворота и перебили всех до единого.

    Прокопий Кессарийский сообщает о гибели 30 тысяч человек. Примечательно, что корону императору сохранила его жена Феодора, именно она убедила готового к бегству Юстиниана продолжить борьбу, сказав, что предпочитает смерть бегству: «царская власть - прекрасный саван».

    В 565 году империя включала часть Сирии, Балканы, Италию, Грецию, Палестину, Малую Азию и северное побережье Африки. Но бесконечные войны сказались на состоянии страны неблагоприятно. После смерти Юстиниана границы снова принялись сжиматься.

    «Македонское возрождение»

    В 867 году к власти пришел Василий I, основоположник Македонской династии, просуществовавшей до 1054 года. Эту эпоху историки называют «македонским возрождением» и считают максимальным расцветом мирового средневекового государства, которым в это время была Византия.

    История успешной культурной и религиозной экспансии Восточной Римской империи хорошо знакома всем государствам Восточной Европы: одной из наиболее характерных черт внешней политики Константинополя было миссионерство. Именно благодаря влиянию Византии на Восток распространилась та ветвь христианства, которая после 1054 года стала православием.

    Культурная столица европейского мира

    Искусство Восточной Римской империи было тесно связано с религией. К сожалению, в течение нескольких веков политические и религиозные элиты не могли договориться, является ли поклонение священным изображениям идолопоклонством (движение получило название иконоборчества). В процессе огромное количество статуй, фресок и мозаик было уничтожено.

    Чрезвычайно обязана империи история на протяжении всего своего существования была своеобразным хранителем античной культуры и способствовала распространению древнегреческой литературы в Италии. Некоторые историки убеждены, что во многом благодаря существованию Нового Рима стала возможна эпоха Возрождения.

    В эпоху правления Македонской династии Византийской империи удалось нейтрализовать двух главных врагов государства: арабов на востоке и болгар на севере. История победы над последними весьма впечатляет. В результате внезапного нападения на врага императору Василию II удалось захватить 14 тысяч пленных. Он приказал ослепить их, оставив по одному глазу только каждому сотому, после чего отпустил искалеченных людей домой. Увидев свое слепое войско, болгарский царь Самуил перенес удар, от которого так и не оправился. Средневековые нравы и впрямь были весьма суровы.

    После смерти Василия II, последнего представителя Македонской династии, началась история падения Византии.

    Репетиция конца

    В 1204 году Константинополь впервые сдался под натиском врага: разъяренные неудачным походом в «землю обетованную», крестоносцы ворвались в город, объявили о создании Латинской империи и поделили византийские земли между французскими баронами.

    Просуществовало новое образование недолго: 51 июля 1261 года Константинополь без боя занял Михаил VIII Палеолог, который объявил о возрождении Восточной Римской империи. Основанная им династия правила Византией до самого ее падения, но правление это было довольно жалким. Под конец императоры жили на подачки генуэзских и венецианских купцов, да еще натурально грабили церковные и частные владения.

    Падение Константинополя

    К началу от былых территорий остались только Константинополь, Салоники и небольшие разрозненные анклавы на юге Греции. Отчаянные попытки последнего императора Византии Мануила II заручиться военной поддержкой не имели успеха. 29 мая Константинополь был завоеван второй и последний раз.

    Османский султан Мехмед II переименовал город в Стамбул, а главный христианский храм города, собор св. Софии, превратился в мечеть. С исчезновением столицы исчезла и Византия: история самого могущественного государства средневековья прекратилась навсегда.

    Византия, Константинополь и Новый Рим

    Является очень любопытным факт, что название «Византийская империя» появилось уже после ее краха: впервые оно встречается в исследовании Иеронима Вольфа аж в 1557 году. Поводом послужило название города Византия, на месте которого был построен Константинополь. Сами жители называли ее не иначе как Римской империей, а себя - римлянами (ромеями).

    Культурное влияние Византии на страны Восточной Европы трудно переоценить. Однако первым русским ученым, который приступил к исследованию этого средневекового государства, был Ю. А. Кулаковский. «История Византии» в трех томах была издана только в начале ХХ века и охватывала события с 359 по 717 год. В последние несколько лет жизни ученый готовил к изданию четвертый том сочинения, но после его смерти в 1919 году рукопись найти так и не удалось.