Стальной опавший лепесток сакуры: история и гибель линкора «Ямато. Последний бой линкора «Ямато»

Недавно сообщил об обнаружении останков «Мусаси» — крупнейшего линкора Второй мировой войны, погибшего 24 октября 1944 года. Находка сделана на глубине около 1,5 км в море Сибуян вблизи Филиппин. Поиски велись с помощью глубоководных аппаратов, доставленных на место на личной яхте Аллена «Октопус ».

Якорь линкора «Мусаси», 2015 г.

Линкор «Мусаси» был флагманом Японского Императорского флота в годы Второй мировой войны. Он был заложен 29 марта 1938 года , спущен на воду 1 ноября 1940-го и вступил в строй в августе 1942-го . «Мусаси» и однотипный «Ямато» — самые большие и самые мощные корабли эпохи артиллерии и брони. Их полное водоизмещение — 72 810 т, мощность механизмов – 150 тыс. л.с., длина – 263 м, ширина 36,9 м, осадка – более 10 м. Толщина бортовой брони достигала 410 мм. Девять 460-мм орудий главного калибра стреляли 1330-кг снарядами на дальность 42 км.

Башни главного калибра линкора «Мусаси», 1942 г.

До конца 1942 года линкор проходил испытания и обеспечивал боевую подготовку экипажа. 22 января 1943 года он прибыл на атолл Трук и стал новым флагманом Объединенного флота. В марте 1943 года «Мусаси» был торпедирован американской подводной лодкой «Танни» («Tunny») и ушел на ремонт в Куре. В июне он вместе с «Ямато» принимал участие в бою в Филиппинском море, но без каких-либо результатов.

На палубе «Мусаси» во время императорского смотра, 24 июня 1943 г. В переднем ряду в центре — император Хирохито

Первое серьезное сражение, в котором довелось участвовать «Мусаси», стало для него последним. В октябре 1944 года американцы начали десантную операцию на Филиппин ах, что грозило окончательно отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Для противодействия десантным силам японцы бросили весь свой флот. Причем авианосцев и палубной авиации у Императорского флота уже не хватало, и главная роль в предстоящей операции отводилась крупным артиллерийским кораблям.

«Мусаси» и «Ямато» входили в состав «1-го диверсионного соединения» вице-адмирала Куриты , которому надлежало нанести основной удар по десантным судам противника в заливе Лейте . Но утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, его атаковали несколько волн американской палубной авиации. По случайному стечению обстоятельств главной целью массированных атак оказался «Мусаси»; однотипный «Ямато» пострадал незначительно.

В ходе шести авианалетов, продолжавшихся более 9 часов, в «Мусаси» попало в общей сложности от 10 до 17 тяжелых бомб и от 11 до 20 авиационных торпед, не считая многочисленных близких разрывов. Хотя после 16:00 атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из-под контроля. Попытка выброситься на берег не удалась - в 19:36 «Мусаси» перевернулся и затонул. Из 2399 человек, находившихся на его борту, погибло 1023. Всего в атаках на «Мусаси» участвовало около 260 самолетов.

Пол Гарднер Аллен, которому сейчас 62 года, — соучредитель корпорации Microsoft , которую он основал в 1975 году вместе со своим школьным приятелем Биллом Гейтсом . Согласно журналу Forbes , он занимает 51-е место в списке богатейших людей мира. Сам миллиардер называет себя филантропом, инвестором, предпринимателем, писателем и космическим первопроходцем. В частности, Аллен финансировал работы по созданию суборбитального ракетоплана SpaceShipOne, который совершил свой первый полет в 2004 году.

Останки линкора «Мусаси» на дне, 2015 г.

Пол Аллен начал поиски линкора «Мусаси» восемь лет назад, поскольку с детства интересовался историей Второй мировой войны. Работы велись его частной экспедиционной группой на личной яхте миллиардера «Октопус» («Octopus»). Между прочим, эта мегаяхта длиной 126 м, построенная в Германии в 2003 году, в свое время произвела огромный эффект. Она оснащена восемью дизелями Mercedes общей мощностью 19 200 л.с., развивает максимальную скорость 20 узлов, может принять одновременно два вертолета, 19-метровый тендер и две сверхмалые субмарины (одна из них, с дистанционным управлением, специально предназначена для изучения дна океана). И в настоящее время «Октопус» является 15-й по величине суперъяхтой мира и остается самым большим частным экспедиционным судном.

IJN Yamato

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

История создания

Предпосылки к созданию

Всего за время разработки Морским министерством рассматривалось 24 варианта проекта (во­доизмещением от 49 000 до 68 000 т, скоростью от 24 до 31 уз., с артиллерией 410- или 460-мм калибра), было испытано в опытовом бассейне свыше 50 масштабных моделей нового корабля.

В итоге было решено взять за основу вариант проекта серии F. Из предложенных наиболее предпочтительными были проект A-140-F3 и A-140-F5. A-140-F3 исключался, так как дальность хода 4900 миль не соответствовала требованиям службы на Тихом океане. За основу был принят A-140-F5, с дальностью хода около 7900 миль, 20 июля 1936 года проект утвердило Морское министерство. Одним из главных изменений стала замена смешанной дизельно-турбинной механической установки на чисто турбинную .

Значительное внимание уделялось разработке оптимальной формы корпуса, для максимального снижения сопротивлению движения. Специально для этого разрабатывались и испытывались носовой бульб , винты и обтекатели валопроводов особой формы. Все принятые меры позволяли сэкономить до 10 % мощности машинной установки.

IJN Yamato проектировался с расчетом на максимальную живучесть. В случае затопления всех отсеков, не защищенных броней, плавучесть броневой цитадели должна была обеспечивать нахождение на плаву и сохранения остойчивости с углом заката диаграммы в 22° .

Работы с проектом продолжались до закладки головного корабля - IJN Yamato .

Чертежи проекта Yamato

Чертежи проектов 140 - первые из проектов IJN Yamato

Постройка

Стапель, на котором строился Yamato

IJN Yamato имел огромные размеры, что резко ограничивало число возможных мест его постройки. Линкор решено было строить в Куре , специально для этого углубили имеющийся там сухой док на 1 м.

Официальная закладка произошла 4 ноября 1937 года, IJN Yamato получил построечный номер - 1. Япония столкнулась с множеством проблем при постройке новых кораблей типа Yamato - требовались значительные усилия всей экономики страны, приходилось решать массу задач, не связанных напрямую с кораблестроением .

Строительство начиналось в условиях строжайшей секретности. Эллинг , в котором строился IJN Yamato , был частично закрыт и защищен от случайных наблюдателей. Док прикрыли высоким «забором» из сизалевых циновок . Ни у кого не было доступа к полному комплексу намеченных планов. Каждый день, когда проектировщики заканчивали работу над чертежами, они возвращали их своему руководителю, который закрывал их в сейфе. Весь проект полностью видел только ограниченный круг людей.

Интересно: Японцы обнесли здание эллинга сизалевым «забо­ром», потому что с вершины близлежащего холма, через крышу здания, была видна часть корабля.

Так как проект был совершенно новый, строители не успевали укладываться в рамки спецификаций: IJN Yamato оказался перегруженным. В связи с большими размерами возрастало и количество проблем. В ходе строительства приходилось менять, а иногда и отказываться от задуманных решений в проекте. Так, пришлось убрать металлические рулетки для замеров на плазе, поскольку температурные различия, вызываемые прогреванием отдельных участков, приводили к слишком большим суммарным неточностям. Возникавшие трудности решались различными способами, как новыми, так и старыми .

Комиссия приняла линкор 16 декабря 1941 года, но IJN Yamato был готов к боевым действиям только через 5 месяцев - 27 мая 1942 года.

Описание конструкции

Корпус

Гребной винт

Как и все японские корабли, IJN Yamato имел волнообразный при виде сбоку корпус. Такая форма была продиктована стремлением максимально повысить мореходные и скоростные качества при минимальном весе корпусных конструкций. При виде сверху линкор представлял собой грушевидный основной корпус с узким длинным носом.

Это обеспечивало хорошие мореходные качества, но делало носовую конструкцию уязвимой для торпед . Одним из требований к разработчикам было обеспечение минимально возможной осадки, в силу чего мидель корабля получился почти прямоугольным. Тем не менее ходовые качества IJN Yamato оказались весьма хорошими. Был проведён целый комплекс гидродинамических исследований, позволивший добиться значительных улучшений, в частности, путём установки носового бульба.

Корпус собирался на заклёпках, применение сварки было минимальным и не превышало 6%. В качестве основного строительного материала применялась сталь DS (ducol steel) повышенной прочности. Характерной чертой новых линкоров стала палуба с минимумом оборудования, что требовалось для защиты от дульных газов орудий главного калибра. Командные посты располагались в основном в башенноподобной надстройке, возвышавшейся над верхней палубой на 28 метров. Хотя там находились крайне важные центры, надстройка была практически не бронирована, за исключением небольшой боевой рубки.

Бронирование

Формально имея самую толстую среди линкоров броню, Yamato не являлся самым защищённым. Японская металлургия 1930-х годов отставала от западной, а ухудшение англо-японских отношений сделало невозможным доступ к новейшим технологиям.

Новая японская броня типа VH (Vickers Hardened) была разработана на базе британской VC (Vickers Cemented), производившейся в Японии по лицензии с 1910 г. По мнению американских специалистов, исследовавших эту броню после войны, её защитная эффективность оценивалась коэффициентом 0,86 по отношению к американской броне класса «A». Особо высококачественной британской броне CA японский образец уступал почти на треть, то есть для эквивалента 410 мм VH было достаточно 300 мм CA.

Отставание в качестве броневого материала в сочетании с огромными размерами проектируемых линкоров привело конструкторов к идее решения проблемы защищённости «в лоб», то есть за счёт максимального наращивания толщины брони. Линкоры типа Yamato бронировались по схеме «всё или ничего», подразумевавшей создание броневой цитадели, защищающей жизненно важные центры корабля, обеспечивающей запас плавучести, но оставляющей незащищённым всё остальное. Цитадель IJN Yamato оказалась самой короткой среди линкоров постройки 30-х годов по отношению к длине корабля - всего 53,5 %.

Задавшись целью защитить линкор от любых снарядов, разработчики расположили рекордный по толщине бортовой пояс (410 мм) под углом 20°. Теоретически на дистанциях свыше 18,5 км он не пробивался никакими иностранными орудиями. Придавая особое значение попаданиям с недолётом, японцы разместили ниже главного ещё один броневой пояс толщиной 200 мм.

Принятая система противоторпедной защиты проектировалась для противодей­ствия заряду тротила массой 400 кг. Толщина броневых траверзов была существенно меньше пояса, поскольку они располагались под углом 30°. Получившийся в итоге броневой ящик накрывался главной бронепалубой, имевшей также рекордную толщину - 200 мм в центральной части и 230 мм на скосах.

Так как выше располагались лишь отдельные бронированные участки , то судьба корабля при попадании бомб зависела лишь от единственной бронепалубы.

Совершенно фантастической выглядела броневая защита башен главного калибра. Толщина их лобовой плиты, наклонённой под углом 45°, составляла 650 мм. Считалось, что такая броня не может быть пробита даже при стрельбе в упор. Очень сильную защиту получили также крыши башен и барбеты. Остальные части корабля, за исключением боевой рубки и отделения рулевых машин, практически не бронировались.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка включала в себя 4 турбозубчатых агрегата и 12 котлов, все марки Kampon. Каждый котёл и турбина устанавливались в отдельном отсеке. По оценке американских специалистов, силовая установка была технически отсталой и имела слишком большие габариты. Тем не менее, японцы не жаловались на машины своих линкоров.

Силовая установка была рассчитана на форсирование, при котором мощность достигала 165 000 л.с., а скорость - 27,7 узла. Экономичный ход обеспечивался мощностью всего 18 000 л.с. Характерной для линкоров чертой было строгое ограничение в применении электричества - везде, где только возможно, применялись паровые машины . Таким образом, при утрате источников пара корабль был обречён.

Вспомогательное оборудование

Приборное оборудование линкоров при вступлении в строй было очень скудным по западным стандартам. Фактически IJN Yamato и IJN Musashi располагали обычным для японских кораблей набором радиостанций, но значительно увеличенной мощности, что позволяло использовать их как флагманские.

IJN Yamato 1942 год

На начало 1942 года ни один корабль Императорского флота не имел радара. Работы над этим важным устройством начались в японском флоте лишь после захвата в Сингапуре британских радиолокаторов. В сентябре 1942 года IJN Musashi первым из линкоров получил радар типа 21. Это было крайне ненадёжное устройство, позволявшее обнаруживать надводные цели на небольшой дальности.

В конечном счёте IJN Yamato и IJN Musashi получили к середине 1944 года комплекты из 6 радаров трёх разных типов, но все они использовались только для обнаружения морских и воздушных целей. Управлять огнём ни главной, ни зенитной артиллерии с их помощью было невозможно.

Фактически японские радары 1944 года соответствовали уровню американских и британских 1941 года и были наглядным свидетельством технической отсталости Японии. Кроме того, IJN Yamato и IJN Musashi несли набор гидрофонов, для линкоров в общем бесполезных. Под конец войны их оснастили детекторами радиоизлучения и инфракрасными приборами. Эти устройства были разработаны на базе немецких технологий.

В целом электронное оснащение японских кораблей являлось отсталым, что особенно проявлялось в боях, происходивших зачастую в условиях ограниченной видимости или ночью. Объяснить данный факт можно скорее недооценкой роли электронного оборудования, так как при желании корабли можно было оснастить весьма совершенными немецкими радарами.

Экипаж и обитаемость

При вводе в строй экипаж IJN Yamato насчитывал 2200 человек, в том числе 150 офицеров, но реально он с самого начала был значительно больше. IJN Musashi вышел для участия в битве за Филиппины, имея на борту 2400 человек; экипаж IJN Yamato в его последнем походе перевалил за 3000, что было обусловлено увеличением количества обслуги зенитной артиллерии.

Бытовые условия на линкоре, хотя и выглядели неудовлетворительными по европейским и тем более американскими стандартам, были значительно лучше, чем на более ранних японских линкорах: на корабле на каждого члена экипажа приходилось по 3,2 кубических метра жилых помещений, тогда как на предшественниках - от 2,2 до 2,6.

Ещё более комфортным IJN Yamato выглядел на фоне тяжёлых крейсеров (1,3-1,5 кубометра), и тем более эсминцев (1 кубический метр). Неудивительно, что в японском флоте IJN Yamato и IJN Musashi были прозваны «отелями» - на них даже имелись большие чаны для купания команды, в то время как на подавляющем большинстве японских кораблей гигиенические процедуры сводились к обливанию водой на верхней палубе.

Добавленные позже строенные установки были по большей части открытыми. Фактически, вместо двух эшелонов автоматической зенитной артиллерии, имевшихся на кораблях флота США, - 40-мм Bofors и 20-мм Oerlikon , - японский линкор имел только один, причём вобравший худшие черты обоих: от первого - чрезмерный вес установки и малый темп стрельбы, от второго - малую эффективную дальность и малый объём снаряда, не позволявший использовать дистанционные взрыватели.

Практическая скорострельность была низкой, дальность стрельбы - недостаточной, а поражающее действие снаряда - слишком слабым. Недостаточной была мощность привода установки (1 л. с.) и, как следствие, - угловая скорость наведения, особенно в горизонтальной плоскости. К тому же электропривод часто выходил из строя, а ручная наводка вообще не соответствовала выполняемым задачам.

Все эти недостатки усугублялись необъяснимо малым размером сменных магазинов (всего 15 снарядов), что снижало реальный темп и без того медленной стрельбы. Невысока была и живучесть стволов, что в силу активного использования тоже перерастало в проблему. Качество систем управления зенитными автоматами соответствовало уровню середины 1930-х годов, да и тех не хватало.

Попытки японцев решить проблему «в лоб» установкой большего количества орудий не имели успеха. Хотя количество лёгких зениток на кораблях перевалило за сотню, их реальная эффективность была весьма низкой. Особенно это касалось одноствольных установок с ручным приводом.

Что касается зенитных пулемётов, то опыт войны показал их полную бесполезность.

История службы

Боевая карьера в 1942-1944 годах

Yamato на ходовых испытаниях, 30 октября 1941 года

IJN Yamato был заложен 4 ноября 1937 г., спущен на воду 8 августа 1939 г., и официально вступил в строй 16 декабря 1941 г.; однако, боеготовным корабль объявили лишь 27 мая 1942 года. В качестве флагмана Объединённого флота он формально участвовал в сражении у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, но фактически не имел столкновений с противником, так как находился на 300 миль позади японских авианосцев .

28 мая 1942 года IJN Yamato перебазировался на остров Трук, где провёл около года, выполняя роль плавучего штаба Объединённого флота. 25 декабря 1943 г. находившийся к северу от острова Трук линкор получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской ПЛ USS Skate и принял в пробоину около 3000 тонн воды. Боеспособность корабля серьёзно пострадала из-за затопления погреба кормовой башни главного калибра. В январе - апреле 1944 года Yamato прошёл ремонт и модернизацию в Куре .

В июне 1944 года Yamato принимал участие в сражении в Филиппинском море, причём соединение, включавшее также IJN Musashi и ряд других тяжёлых кораблей, действовало впереди своих авианосцев. 19 июня IJN Yamato впервые открыл огонь в боевой обстановке, но позже выяснилось, что линкор обстрелял свою же авиацию - по счастью, неэффективно.

Японское командование берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом. В реальности война на Тихом океане вылилась в череду небольших, но изнурительных стычек, в которых силы японского флота таяли, пока сильнейшие линкоры отстаивались вдали от зон активных боевых действий. В результате в Императорском флоте сложилось скептическое отношение к этим кораблям, хорошо иллюстрируемое популярной у японских моряков того времени поговоркой о «хасирском флоте» (по месту базирования кораблей):

Yamato и Musashi в сражении за Филиппины

В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины, и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти.

Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» являлся незаурядным достижением оперативного искусства. Поскольку авианосные силы Императорского флота пришли к тому времени в упадок, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.

Северная группа, включавшая немногие уцелевшие авианосцы, должна была сыграть роль приманки для 38-го оперативного соединения - главной ударной силы американского флота. Основной удар по десантным судам должно было нанести 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Куриты. В его состав входили 5 линкоров, включая IJN Yamato и IJN Musashi , 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев . Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернардино и утром атаковать десантные суда у острова Лейте. Поддержку ему оказывало меньшее по силам 2-е диверсионное соединение вице-адмирала Нисимуры, следовавшее проливом Суригао.

Бой в море Сибуян

Японские корабли маневрируют под атакой американской палубной авиации

22 октября 1-е диверсионное соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подлодками, потопившими два тяжёлых крейсера. Утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, начались массированные атаки американской палубной авиации.

В силу случайных совпадений основные удары американцев были нацелены на IJN Musashi . В течение первых трёх часов линкор получил не менее трёх торпедных и ряд бомбовых попаданий. Крен удалось выправить контрзатоплением, но корабль уже принял слишком много воды, имел большой дифферент на нос и постепенно терял скорость. После 15 часов линкор вновь подвергся мощным атакам торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков и получил множество торпедных и бомбовых попаданий.

Хотя после 16 часов атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из под контроля. Вице-адмирал Курита, видя отчаянное положение IJN Musashi , приказал ему выброситься на берег. Но выполнить приказ не удалось - в 19.36 линкор перевернулся и затонул. Всего IJN Musashi получил попадания 11-19 торпед и 10-17 авиабомб. Погибло 1023 члена экипажа, включая его командира контр-адмирала Иногути, который предпочёл погибнуть вместе со своим кораблём. Потери американцев составили 18 самолётов из 259 участвовавших в атаках.

Несмотря на потерю IJN Musashi , соединение Куриты оставалось вполне боеспособным, так как остальные линкоры не получили серьёзных повреждений. Тем не менее, Курита колебался и даже повернул на обратный курс. Однако Северная группа вице-адмирала Одзава выполнила свою роль приманки - главные силы 38-го оперативного соединения ринулись на неё, оставив северные проливы без охраны.

Американский командующий переоценил достижения своих пилотов, рапортовавших о потоплении множества японских линкоров, и решил, что 1-е диверсионное соединение не представляет опасности. Курита тем временем получил прямой приказ от главнокомандующего Объединенным флотом - двинулся вперёд.

Бой в заливе Лейте

Соединение ночью беспрепятственно форсировало неохраняемый пролив Сан-Бернадино на большой скорости и вышло в залив Лейте. Около 6:45 японцы обнаружили американские корабли.

Это была северная группа 7-го флота США, включавшая 6 эскортных авианосцев, 3 эсминца и 4 эскортных миноносца. На IJN Yamato , ставшем флагманом японского соединения, приняли противника за одну из быстроходных авианосных групп и считали, что в её составе имеются крейсера. Тем не менее японцы вступили в бой.

IJN Yamato впервые в своей карьере открыл огонь по надводному противнику в 6:58 с дистанции 27 км. Первые залпы пришлись по авианосцу USS White Plains , и артиллеристы считали, что добились попаданий.

В дальнейшем бой свёлся к преследованию японцами тихоходного противника, который отвечал атаками самолётов и эсминцев. В течение последующих трёх часов японские корабли обстреливали многочисленные цели и считали потопленными несколько американских авианосцев и крейсеров. Стрельбу затрудняли периодические дождевые шквалы и дымовые завесы противника.

В результате большой разницы в скорости (до 10 узлов) японское соединение растянулось, и Курита потерял управление боем. В 10:20 1-е диверсионное соединение вышло из боя и повернуло на обратный курс, хотя путь в залив Лейте, где собрались американские транспорты, был открыт.

Потери американцев в сражении в заливе Лейте составили 1 эскортный авианосец, 2 эсминца и 1 эскортный миноносец. Несмотря на уверенность артиллеристов линкора в хороших результатах своей стрельбы, послевоенные исследования показали, что скорее всего IJN Yamato не добился ни одного попадания главным калибром, хотя и был зафиксирован ряд накрытий.

Также существует точка зрения, что из-за большого замедления (см. выше) перед разрывом японских снарядов, снаряды тяжелых японских орудий пронзали насквозь небронированные оконечности американских кораблей, и взрывались далеко за ними, что и привело к низким потерям американцев, несмотря на высокий процент накрытий.

Последний поход Yamato

Линкор IJN Yamato и эсминец во время операции Ten-Go

IJN Yamato вернулся к берегам Японии только 22 ноября 1944 года и был сразу поставлен на ремонт и модернизацию, которая закончилась в январе 1945 года и оказалась для него последней. Между тем война переместилась к берегам Японии. 1 апреля 1945 года американские войска высадились на Окинаве.

Поскольку гарнизон острова не имел шансов отразить десант, японское командование сделало основную ставку на самоубийственные методы борьбы. Не остался в стороне и флот, предложивший использовать IJN Yamato для атаки неприятельских десантных судов, несмотря на господство противника в воздухе и на море.

Линкоры «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Около 263 метров в длину, 40 в ширину, водоизмещение в 72 810 тонн, 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

«Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.


Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%. Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядосопротивляемость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор.

Линкор в процессе постройки


Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

Последний поход «Ямато»

Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.


4 апреля состав эскорта линкора уменьшился на 1 корабль. Эсминец «Хибики» вблизи базы столкнулся с плавающей миной и вышел из строя. На следующий день в 15 часов соединение получило окончательный приказ о выходе в море. В 17:30 с линкора на берег были отправлены все кадеты, проходившие на нем практику, а также больные. Все дерево, которое находилось на корабле, было выброшено за борт или отправлено на берег. Поэтому матросам и команде пришлось провести все вечернее время, распивая выданное в поход сакэ, сидя на корточках – ни стульев, ни столов на корабле не осталось.

Настроение на «Ямато» было приподнятым и вместе с тем обреченным. В 18 часов команда надела чистую форму, было зачитано обращение командующего флотом, которое экипаж встретил троекратным «Банзай». Дальнейшая судьба судна и моряков уже всецело находилась в руках противника.

Американцы не упустили свой шанс. Уже через 1 час 40 минут после выхода эскадра была обнаружена американскими подлодками, а утром 7-го апреля и разведгруппой из состава 58-го ударного авианосного соединения. Сначала американцы собирались пропустить соединение как можно дальше на юг и лишь потом атаковать. С 9:15 утра группа из 16 американских истребителей начала осуществлять постоянное слежение за эскадрой. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о перемещении японцев открытым текстом, данные сообщения перехватывались на линкоре и никак не способствовали поднятию боевого духа на корабле.

В 11:15 японская эскадра неожиданно повернула на юго-восток, опасаясь, что японцы идут вовсе не к Окинаве, и, не желая упустить такую лакомую добычу, американцы приняли решение атаковать. Первые группы самолетов с авианосцев 58-го ударного соединения, которое находилось примерно в 300 милях от эскадры, начали взлет еще в 10 часов. Ударная группа для уничтожения японской эскадры насчитывала 280 самолетов, из которых 98 были торпедоносцами «Авенджер». Фактически в атаке приняло участие 227 машин, еще 53 просто «заблудились» и не нашли цель. Помимо этого еще 106 самолетов вылетели для ударов по эскадре, но опоздали принять участие в бою.

Линкор в бою, видно попадание в него бомбы


Первая атака на линкор началась в 12:20, в ней приняло участие до 150 самолетов. В это время эскадра шла со скоростью в 24 узла и вела огонь из всех своих орудий, включая 18-дюймовки «Ямато». Первые американские атаки были направлены против кораблей, идущих в ордере первыми, – эсминца «Хамаказе» и крейсера «Яхаги». Эсминец затонул уже после попадания первой торпеды. В этой же атаке в «Ямато» попало 3-4 авиационных бомбы, которые повредили ряд 127-мм орудий и зенитных установок, а также вывели из строя пост управления огнем средним калибром. В 12:41 по японским данным линкор получил еще 2 попадания бомб вблизи грот-мачты, в результате чего была выведена из строя РЛС типа «13». В это же время по японским данным линкор получил попадания 3-4 торпед, хотя достоверными выглядят лишь 2 попадания, оба в левый борт. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении левого борта, у линкора появился крен в 5-6 градусов, который в результате контрзатоплений удалось уменьшить до 1 градуса.

Вторая волна атаки началась в 13 часов. В это время «Ямато» шел со скоростью 22 узла. Американские пилоты, оказавшись под плотным огнем, применяли весьма эффективную тактику. Заходя с носа линкора и переводя самолеты в пологое пикирование, они стреляли из бортового , стараясь двигаться зигзагами, не оставаясь на одном курсе. Японские средства ПВО просто не поспевали за ними (они отличались недостаточной скоростью горизонтальной и вертикальной наводки). Помимо этого, японские наводчики были подавлены количеством американских самолетов, что также сказывалось на эффективности их действий. Этого не отрицали и оставшиеся в живых участники последнего боя линкора.

Примерно 50 самолетов из участвовавших в атаке не добились бомбовых попаданий в «Ямато», но из атаковавших линкор 20 торпедоносцев как минимум 4 смогли поразить цель (3 торпеды в левый борт, 1 в правый). В результате торпедной атаки корабль получил крен в 15-16 градусов, скорость судна сократилась до 18 узлов. Контрзатоплением вновь удалось уменьшить крен, в этот раз до 5 градусов, поступление забортной воды было взято под контроль. В результате торпедной атаки вышла из строя вспомогательная рулевая машина, было повреждено электрооборудование, вышла из строя часть артиллерии. Положение линкора еще не было критическим, но резервы живучести и устойчивости уже были на пределе. Видимо, 6-7 торпед были тем пределом, который могли выдержать корабли этого класса.

В 13:45 началась последняя атака на раненый линкор, в ходе которой «Ямато» поразили, по меньшей мере, 4 торпеды, снова большей частью в левый борт (1 в ПБ, 2-3 в ЛБ). Также в линкор попало несколько авиационных бомб, которые привели к сильным разрушениям в средней части корпуса, практически разметав всю находившуюся здесь зенитную артиллерию. Скорость судна упала до 12 узлов. В это время на линкоре работал лишь один гребной вал, а вскоре были оставлены матросами и затоплены все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход, его крен на левый борт вновь достиг 16 градусов. Огромные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили экипаж возможности вести борьбу за спасение судна.

Взрыв линкора "Ямато"


Линкор пытались прикрыть эсминцы ПВО «Юкиказе» и «Фуютсуки», лишь два этих корабля выполняли свою задачу до конца, обладая значительной скоростью и сумев избежать серьезных повреждений. В это время линкор уже агонизировал, крен на левый борт достиг 26 градусов, ни одно из 127 противоминных или зенитных орудий не могло вести огонь, как и большинство зенитных автоматов. Вышло из строя рулевое устройство и средства связи.

Башнеобразная надстройка была изрешечена пушечно-пулеметным огнем: персонал надстройки понес тяжелые потери. В центре этого ада сидел командир эскадры вице-адмирал Ито. Адмирал не произнес ни слова с того момента, как началась атака, предоставив управление командиру судна, возможно, пытаясь таким образом выразить свое отношение против того безнадежного дела, которое он все-таки должен был выполнять.

В тот момент, когда «Ямато» завалился на борт с креном в 80 градусов, раздался чудовищной силы взрыв. Мощность его была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км. Причина взрыва могла быть лишь одна – детонация пороховых погребов главного калибра (около 500 т. взрывчатки), при этом, что именно спровоцировало взрыв, навсегда останется неизвестным.

Вместе с кораблем погибли 2498 членов экипажа, включая командира эскадры и капитана судна. Всего же в сражении, кроме линкора, были потоплены 4 эсминца и крейсер, а общее число погибших достигло 3665 человек. В последнем бою «Ямато» сбил 5 самолетов и повредил 20, все соединение уничтожило 10 самолетов: 4 пикирующих бомбардировщика, 3 торпедоносца и 3 истребителя – не слишком дорогая цена за гибель гордости флота и кораблей эскорта. Всего в «Ямато» попало около 10 торпед с 270 кг. «торпекса» (эквивалент 400 кг. ТНТ) и 13 авиационных бомб по 250 кг.

Тип Yamato

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 3 × 3 - 460-мм/45 40-SK model 94 .

Зенитная артиллерия

  • 4 × 3 - 155-мм/60 ;
  • 6 × 2 - 127-мм/40 Тип 89 мод. АЗ ;
  • 8 × 3- 25-мм Тип 96 ;
  • 2 × 2 - 13,2-мм пулемёт.

Авиагруппа

  • 2 катапульты Куре № 2 мод. 2 модификации 2, с 1942 г. 7 ГСМ тип «О» (F1M2)..

Построенные корабли

Yamato (яп. 大和 (戦艦), рус. Ямато ) - тип линейных кораблей японского императорского флота времен Второй мировой войны. Проект предполагал создание корабля, превосходившего по огневой мощи и защите любой линейный корабль, который мог быть построен в США до 1945 - 1947 гг. Таким образом, планировалось достичь паритета между флотами стран - участниц Вашингтонского соглашения.

История создания

Проектирование линейных кораблей типа "Ямато" проводилось в рамках традиционной для японского флота 1930-ых стратегии Kantai Kessen - решающего оборонительного сражения против американского флота на заранее подготовленной позиции. Доктрина основывалась на идее последовательно измотать наступающий американский флот атаками подводных лодок, береговой авиации с передовых островных баз и ночными ударами торпедоносных сил, после чего массированным ударом палубной авиации уничтожить американские авианосцы и завоевать господство в воздухе. После этого, японские линейные корабли должны были вступить в бой с ослабленными и поврежденными американскими и уничтожить их. Так как предполагалось, что американский флот будет превосходить японский по численности, японские линкоры должны были, по мысли их создателей, превосходить современные им американские.

Проектирование

Численность линейных флотов Японии была ограничена Вашингтонским договором 1922 года , который закреплял отношение кораблей США, Великобритании и Японии на уровне 15:15:9 единиц соответственно. Этот договор лишал японский флот возможности добиться численного преимущества над флотами противников . Поэтому японские адмиралы видели решение проблемы в качественном превосходстве своих кораблей. В 1934 году руководством было принято секретное решение отказаться от соблюдения договора, и разработать проект с водоизмещением превышающим иностранные (по договору водоизмещение не должно было превышать 35000 тонн). Япония считала что США не будут строить корабли, которые не смогли бы пройти Панамским каналом (по подсчетам специалистов водоизмещение около 60000 тонн).

К разработке проекта приступили осенью 1934 года. За время разработки было предложено 24 варианта линкора с водоизмещением, превышающим 52000 тонн. Окончательный результат был утвержден в марте 1937 года.

Наиболее характерные конструктивные особенности

Первые и единственные линейные корабли мира, обладавшие в годы 2-й Мировой Войны 460-мм артиллерией. Последние 3 корабля серии должны были строиться по несколько измененному проекту - с усиленным зенитным вооружением из 40 100-мм/65 орудий (в спаренных установках, вместо бортовых 155-мм и 127-мм орудий) и большого числа 25-мм автоматов. Кроме того, на них планировали уменьшено бортовое бронирование (до 400 мм.) и защиту башен 460-мм орудий. Корпус гладкопалубный, клепанный, грушевидной формы, с волнообразной верхней палубой (в целях экономии веса) и бульбом в носовой оконечности. Большая ширина и почти прямоугольный мидель предопределили малую осадку, что позволяло кораблям заходить во все базы японского флота.

Корабль обладал прекрасными мореходными качествами, маневренностью и оценивался специалистами как хорошая артиллерийская платформа. Носовая надстройка башнеобразная, клепанная, с частичным использованием сварных конструкций, была выполнена в виде двух цилиндров, вставленных один в другой. Внутренний, диаметром 1,5 метров (толщина стенок 20 мм), служил для защиты коммуникаций и шахты лифта.

Бронирование было выполнено по «американской схеме». Цитадель образовывали бортовой пояс, броневые траверзы и броневая палуба. В пределах цитадели корабль имел мощную вертикальную и горизонтальную защиту, но оконечности практически не бронировались, что являлось слабой стороной проекта. Теоретически линейный корабль должен был сохранять положительную плавучесть при заполнении водой незащищенных оконечностей, пустот вне бортового пояса и корпуса над броневой палубой. При заполнении трех бортовых котельных отделений, машинных отделений и пустых отсеков между ними, он не должен был опрокинуться. Вместе с тем, отсутствовало достаточное число водоотливных средств. Подобный подход к обеспечению боевой живучести привел к тому, что Yamato и Musashi погибли после потери остойчивости вследствие затопления водой оконечностей и отсеков над броневой палубой. Другим недостатком проекта являлось расположение в непосредственной близости от погребов боезапаса главного калибра башен 155-мм орудий, имевших лишь противоосколочную защиту. Все вспомогательные механизмы, обслуживавшие энергетическую установку, имели турбоприводы, а остальные - пароприводы

Строительство

Yamato был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре. Второй Линкор Musashi - 29 марта 1938 на верфи «Mitsubishi» в Нагасаки. Все строительство велось в строгой секретности. Место постройки со всех сторон закрывали навесами. После постройки, корабли уже на воде, дополнительно, прикрывали маскировочными сетями.

Линейный корабль Yamato в достройке

Во избежание рассекречивания, все рабочие были сфотографированы в специальный альбом, по которому сверяли всех входящих и выходящих. Работы велись таким образом, что ни один инженер не мог получить всех чертежей и спецификаций к ним. Для дезинформации во всех документах заведомо указывался заниженный калибр главных орудий - 406 мм, а бюджет постройки был разделен между разными проектами, чтобы огромная стоимость не бросалась в глаза. Все эти мероприятия позволили сохранить тайну характеристик линейных кораблей Японии до самого конца войны.

Описание конструкции

Энергетическая установка

На кораблях типа Yamato устанавливалась паротурбинная установка, имевшая линейное расположение. Состояла она из четырех главных турбозубчатых агрегатов марки Kanpon. Мощность агрегатов составляла 70 000 л.с. В нос корабля располагались котельные отделения, в которых находились 12 главных паровых котлов той же марки. Каждый котел вырабатывал пар температурой 325°С и давлением в 25 кгс/см 2 . Котлы располагались по 3 котла в ряду в четыре ряда. Такое расположение было выбрано из-за большой ширины корабля. Электроэнергия вырабатывалась четырьмя дизельными генераторами и четырьмя турбогенераторами мощностью по 600 кВт. Выдаваемое напряжение генераторов составляло 225 В.

Линкор имел два руля: главный руль, площадью 41 м 2 , полубалансирного типа, приводился в движение бензомотором; вспомогательный руль площадью 13 м 2 был обычного типа.

На испытаниях Yamato развил максимальную мощность в 153 000 л.с. при скорости движения 27,4 узла.

Бронирование

Yamato

Схема бронирования линейного корабля Yamato

Толщина брони в мм (по материалам:

Линейные корабли типа Yamato имели более мощное бронирование, чем все линейные корабли за всю историю кораблестроения. Бортовая броня корабля располагалась с развалом в 20 градусов, что повышало живучесть корабля при попадании в него снарядов с больших дистанций. Главный броневой пояс был изготовлен из стали марки B3. Имея толщину 410 мм и ширину 5500 мм он поднимался до уровня главной палубы, а в районе носовых башен - несколько выше.

Одной из особенностей бронирование кораблей этого типа было наличие броневого пояса ниже ватерлинии . В районе машинных отделений его толщина была 200 мм уменьшающая к днищу до 75 мм и повышающую до 270 мм в районе башен главного калибра. Такая мощная защита борта ниже ватерлинии использовалась для защиты от снарядов, которые уходили под воду и пробивали борт корабля. Идея защиты борта ниже ватерлинии появилась в Японии в 1923 году.

Наиболее мощное бронирование получила боевая рубка . Здесь толщина стенок доходила да 500 мм, а крыши и пола 200 и 75 мм соответственно. Главный пост управления огнем был защищен плитами, толщиной 150 мм. Этим инженеры ограничились при бронировании носовой части, что впоследствии привело к большим потерям экипажа в последнем походе Yamato .

Барбеты башен главного калибра бронировались лобовыми плитами в 560 мм толщиной и бортовыми 410-мм. Такое бронирование, как считали конструкторы, позволяло перенести удар снаряда массой 1460 кг и скоростью около 500 м/с.

Так же экипаж был защищен от осколков бомб и снарядов, попавших в броневую палубу, противоосколочной палубой которая имела толщину 10 мм и проходила по всей длине цитадели под главной палубой.

На корабле имелась система контрзатопления и осушения корабля. Она проектировалась по следующим требованиям: в случае если возникал крен и дифферент (в пределах 4° и 2,3 м), возникающий при попадании первой торпеды, корабль выравнивался в течении 5 минут. При попадании второй торпеды - в пределах 12 мин. Проект предполагал, что если корабль кренился на 9,8°, то выравнивание происходило контрзатоплением отсеков противоположного поврежденному борта, еще 4,5° выравнивалось перекачкой топлива. Предполагалось, что такими способами можно было выровнять крен до 18°.

Эффективная толщина броневого пояса линкора при стрельбе из орудий линкоров США на разных дистанциях

Вооружение

Работа над созданием орудий особо крупного калибра в Японии начались с 1920-х годов. Проектирование артиллерийской системы типа 94 калибром 460 мм возобновилось в 1934 году под руководством инженера С. Хада и закончилось в 1939 году. В том же году начался серийный выпуск, завершившийся изготовлением 27 орудий.

Орудия главного калибра

Продольный разрез 460-мм башни линейного корабля Yamato (по материалам: Skulski J. The battleship Yamato. London: 1995) .

Орудия главного калибра

Характеристики орудий главного калибра

На линкорах было установлено по 6 артиллерийских систем типа 94. Количество боезапаса на один ствол составляло 100 выстрелов. Подача снарядов осуществлялась из погребов во вращающейся части башен - по 60 снарядов на ствол. Остальные снаряды хранились в снарядных погребах над главной палубой. Башня вращалась на катках по погону наружным диаметром 13000 мм. У каждого ствола имелась своя люлька, что обеспечивало независимое наведение.

Башня имела два поворотных механизма с шестеренчатой передачей, движимой двумя гидромоторами мощностью по 500 л.с. Вертикальная наводка осуществлялась главным силовым цилиндром.

Линейный корабль Musashi . Слева - 25-мм трехорудийные зенитные автоматические установки, справа- 127-мм двухорудийные универсальные артиллерийские установки

Вспомогательная артиллерия

На линкоры устанавливалась 155-мм противоминная артиллерия, состоящая из четырех трехорудийных башен с длинной ствола равной 60 калибрам. Броня башен была представлена лобовой и боковыми плитами толщиной 75 мм и 25 мм соответственно, а также крышей толщиной 25 мм. 2 из 4х башен были установлены побортно на верхней палубе, остальные - по концам надстроек на высоких барбетах. Дальность стрельбы установок равнялась 14800 м. Скорострельность - 5 выстрелов в минуту.

Противовоздушная оборона состояла из шести двухорудийных полубашенных установок типа 89. Они имели калибр в 127 мм и длину ствола равную 40 калибрам. Орудия распологались на надстройках у дымовой трубы, по 3 установки на борт.

Зенитные установки были представлены 25 мм автоматическими установками типа 96 с длиной ствола равной 60 калибров. Максимальная дальность стрельбы - 5500 м. Максимальный угол возвышение - +85°

Каждый корабль имел по два спаренных крупнокалиберных пулемета типа 93 калибра 13,2 мм. Скорострельность каждого пулемета была 450 выстрелов в минуту а дальность стрельбы достигала 6000 м.

Авиационное вооружение

На кораблях присутствовала авиация, состоявшая из 7 двухместных гидросамолетов разведчиков типа «О» Они размещались со сложенными крыльями в ангаре под кватердеком и поднимались наверх с помощью крана. В корме располагались две бортовые катапульты длиной по 18 м.

Построенные корабли

Yamato является финалом развития класса линейных кораблей способных наносить более тяжелые удары, нежели могли получать сами. Но ни Yamato , ни его однотипные собратья никогда не продемонстрировали своих огромных возможностей. То, что суперлинкоры решали крайне незначительные задачи нужно считать следствием ошибочной стратегии военного руководства Японии.

Примечания

Литература и источники

  • Ю.В. Апальков Боевые корабли японского флота 10.1918 - 8.1945 гг. . - Справочник. - СПб: Дидактика, 1997. - ISBN 5-88053-023-Х
  • О.А. Бережных Линейный корабль «Yamato» . - № 118. - Санкт-Петербург: «Гангут», 1998. - ISBN 5-85875-113-Х
  • Dickson W.D. «Yamato» . - Warship International, 1975.
Название Место закладки Дата закладки Спуск на воду Вступление в строй Судьба
IJN Yamato Верфь ВМФ Куре 4.11.1937 г. 8.08.1940 г. 16.12.1941 г. Потоплен 7 апреля 1945 г.
IJN Musashi Верфь Mitsubishi Нагасаки 29.03.1938 г. 1.11.1940 г. 5.08.1942 г. Потоплен 24.10.1944 г.
IJN Shinano Верфь ВМФ Йокосука 4.05.1940 г. 11.11.1944 г. 19.11.1944 г. Потоплен 29 ноября 1944 г.
Заказ № 111 Верфь ВМФ Куре 7.11.1940 г. При 30 % готовности, разобран на металлолом.
Заказ № 797 Закладку так и не произвели.

6 апреля 1945 года, гигантский линкор императорского флота Японии «Ямато» вышел в море, чтобы принять свой последний бой. Его судьба была предопределена, а команда из 3063 человека заранее надела чистые одежды и белые повязки смертников. А что бы мог противопоставить этот обреченный тогда гигант своему врагу сегодня?

«Ямато» был самым мощным линкором Второй мировой войны. Первый из линкоров своей серии, он был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре, спущен на воду 8 августа 1939 года, официально вступил в строй 16 декабря 1941 г. Полностью боеготовым его объявили лишь 27 мая 1942 года.

Перед Второй мировой войной экономика Японии не могла конкурировать с промышленностью США и Великобритании. Не в силах взять количеством вооружений, японцы решили сделать акцент на качестве.

В 1935 году Микадо, император Японии, утвердил проект А140 на постройку линкора водоизмещением 72 тыс. тонн и длиной 263 м. Силовая установка мощностью 153 тыс. л. с. обеспечивала скорость 27,7 узла, потребляя 63 тонны топлива в час.

Девять чудовищных 460-миллиметровых орудий выбрасывали 1300-килограммовые снаряды на расстояние 42 км.

Японцы ошиблись. И с размерами линкора они просчитались, и с типом самого корабля дали маху. Если бы вместо двух гигантских линкоров («Ямато» и «систер-шип» — «Мусаси») с монструозными пушками, были бы построены пять или шесть линкоров раза в полтора поменьше, толку было бы больше.

Сверхмощные снаряды «Ямато» пробивали американские авианосцы насквозь и взрывались в воде, не причиняя противнику фатального вреда.

А строить надо было авианосцы. И не гигантские, а среднего класса, но побольше. Японцы не пошли таким путем, возможно, из-за нехватки пилотов. Но в таком случае не было смысла вообще начинать войну, которую не было шансов выиграть.

Это прекрасно понимал выдающийся японский адмирал Исуроку Ямамото, участник Цусимы и герой Перл-Харбора. Он приложил все свои усилия, чтобы договориться с американцами о мире, но тем была нужна война. После того, как США ввели эмбарго на поставки нефти империалистической Японии, война стала неизбежной.

Разгром линейного флота США дал Японии полугодовую передышку. По непонятным причинам адмирал Футида не уничтожил инфраструктуру морской базы в Перл-Харборе, поэтому после быстрого восполнений потерь в линкорах, что обеспечила мощная американская индустрия, Америка смогла возобновить активные боевые действия на Тихом океане.

Самое интересное, что перед налетом японцев на Перл-Харбор оттуда ушли все авианосцы, которые и уничтожили впоследствии весь японский флот.

После поражения в сражении у атолла Мидуэй, шансов на победу на морях у Японии не было.

6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в океан. С небольшим эскортом (легкий крейсер «Яхаги» и шесть эсминцев). Прикрытия с воздуха не было. Воздушный флот Японии к этому времени был практически весь уничтожен. Эскадра шла на помощь осажденному гарнизону острова Окинава.

Против японской эскадры действовали 5 тяжелых и 4 легких авианосцев ВМС США. Изначально при таком раскладе у японцев не было ни малейших шансов на спасение. И экипаж линкора это понимал.

Непосредственно в атаках на «Ямато» участвовало 227 самолетов (было отправлено 280 машин, 53 не вышли на цель). Треть палубных самолетов были истребителями, чьи авиапушки не могли причинить вреда полуметровой броне линкора. То есть, две сотни палубных самолетов за два часа уничтожили всю японскую эскадру. Второй удар не понадобился.

Атака началась ровно в 10:00. Уже к двум часам дня «Ямато» лег на борт и взорвался в 14:23.

Потери американцев составили 10 самолетов (четыре торпедоносца, три бомбардировщика, три истребителя). Еще около 20 машин были повреждены зенитным огнем, но смогли вернуться на свои корабли.

Получается, что для уничтожения «Ямато» и его эскорта было бы достаточно двух авианосцев типа «Эссекс», на каждом из которых базировалось по сотне самолетов. Скорее всего для уничтожения линкора хватило бы и 40 самолетов, так как в те времена средства ПВО не могли отразить атаку даже такого количества бомбардировщиков.

Этот вывод подтверждается результатами морского сражения 24 октября 1944 года в море Сибуян у Филиппин, когда 38-е Оперативное Соединение ВМС США уничтожило эскадру японских линкоров и тяжелых крейсеров. Был потоплен и систер-шип «Ямато» — суперлинкор «Мусаси». В японской эскадре было 7 линкоров, 11 крейсеров и 23 эсминца. И ни одного авианосца!

С американской стороны была эскадра из тяжелых авианосцев «Эссекс», «Интрепид», «Франклин», «Лексингтон» и «Энтерпрайз», а также 5 легких авианосцев: «Индепенденс», «Кэбот», «Лэнгли», «Сан-Хасинто» и «Беллью Вуд».

На следующее утро, 25 октября, японская эскадра была сильно потрепана шестью эскортными авианосцами, небольшими корабликами, построенными по стандартам гражданского судостроения.

Такова была цена ошибки японских адмиралов, недооценивших не только авианосные корабли, но и огромную мощь американской промышленности.

Парадоксально, но разгромленная и капитулировавшая Япония не разучилась строить гигантские корабли. В 1976 году японская компания Sumitomo Heavy Industries Ltd. (SHI) закончила постройку и спустила на воду супертанкер Knock Nevis длиной 376,7, шириной — 68,9 и высотой борта — 29,8 метра. Дедвейт его составлял 418 610 тонн. Впоследствии длина танкера была увеличена до 458,45 метров.

Не утратившая и сегодня своих судостроительных возможностей и наращивающая агрессивные интенции Япония вполне может построить гигантский линкор, не обязательно превосходящий своими размерами «Ямато» и «Мусаси», но с такой же мощной броней и современными системами ПВО, например ЗРК с системой «Иджис».

Такой ракетный броненосец, конечно, не будет совершенно непотопляем для двенадцати американских ударных авианосных групп, но возиться с ним придется намного дольше, чем с беззащитным против торпед и тяжелых бомб «Ямато».

Дело в том, что современному противокорабельному оружию на ударных бомбардировщиках полуметровая броня «Ямато» не по зубам.

Противокорабельные «Гарпуны» только слегка поцарапают броню «Ямато». Единственный надежный способ быстро пустить ко дну такой линкор сегодня - это применение сверхтяжелых бетонобойных бомб типа GBU-28, которые могут нести лишь тяжелые истребители-бомбардировщики F-15E.

Причем, бомбить линкор станет возможным только после полного подавления его комплексов ПВО.

Торпед, которые и внесли основной вклад в потопление «Ямато» и «Мусаси», на вооружении УАГ сегодня нет. Да и чтобы применить их, нужно подойти на близкое расстояние. Современные системы ПВО сделали ненужным применение торпед, эффективная дальность которых не превышает 10 миль.

Так что вполне возможно если не возрождение броненосных линкоров, то уж точно оснащение современных ударных кораблей стальной броней, которая сделает их неуязвимыми для противокорабельных ракет.

Если, скажем, против новейшего американского ударного эсминца «Замволт» с композитной легкой противопульной броней выслать небольшой бронекатер с гиперзвуковыми ракетами, то «Замволт» пойдет ко дну после первого же попадания. А бронекатер будет иметь шанс отделаться лишь царапинами. +

Это, конечно же, утрированная картина будущих морских сражений. Но то, что «Ямато» с современными ЗРК и системой «Иджис» смог бы уничтожить не один десяток американских самолетов с современного суперавианосца типа «Нимиц», вряд ли можно подвергнуть сомнению. Причем даже единственно накрытие взлетной палубы «Нимица» залпом «Ямато» лишило бы смысла существование всей ударной авианосной группы.

Мораль здесь такова: побеждает тот, кто правильно определяет стратегические тенденции и грамотно соразмеряет свои силы с возможностями потенциального противника.