Солнечная радиация и климат. Презентация по географии на тему «Природно-климатические условия среды обитания и здоровье человека

1 слайд

* Лекция 3. Природно-климатические условия среды обитания и здоровье человека. Акклиматизация и ее гигиеническое значение. Солнечная радиация. Агафонов Владимир Николаевич

2 слайд

* Климат – это усредненный многолетний режим погоды, являющийся одной из основных характеристик данной местности. Особенности климата определяются: - поступлением солнечной радиации; - процессами циркуляции воздушных масс; - характером подстилающей поверхности (асфальт, лес, поля).

3 слайд

* Погода – состояние атмосферы в рассматриваемом месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц). Характеризуется метеорологическими элементами и их изменениями: температура, атмосферное давление, влажность воздуха, ветер, облачность, осадки, дальность видимости, туманы, состояние почвы, высота снежного покрова, осадки и т.д.

4 слайд

Важнейшие климатообразующие факторы: географическая широта, определяющая приток солнечной энергии; рельеф и тип земной поверхности (вода, суша, раститель ность); высота над уровнем моря; особенности циркуляции воздушных потоков; близость к морям и океанам. *

5 слайд

Основные климатические пояса: В зависимости от основных климатологических показателей на земном шаре выделяют семь основных климатических поясов: тропический (0-13° географической широты); жаркий (13 - 26°); теплый (26 - 39°); умеренный (39 - 52°); холодный (52 - 65°); суровый (65 - 78°); полярный (69 - 90°). *

6 слайд

* Климат делится на 4 климатических района: холодный - / Т- (-28-14) - (+4-20)/; умеренный –/ Т- (-14-4) -(+10-22)/; теплый - / Т- (-4- 0) - (+22-28)/; жаркий / Т- (-4+4) -(+28-34)/.

7 слайд

Виды климатических поясов: Щадящий - это теплый климат, характеризующийся малыми амплитудами колебаний температуры атмосферного воздуха и небольшими колебаниями суточных, месячных и годовых величин других метеорологических факторов. Такой климат предъявляет минимальные требования к приспособительным ме ханизмам. Раздражающий климат имеет значительные суточные и сезонные колебания метеорологических показателей. Такой климат вызывает повышенное напряжение адаптационных механизмов в организме людей. Раздражающим является холодный климат Севера, высокогорный климат и жаркий климат сте пей и пустынь. *

8 слайд

* Адаптивный тип представляет собой норму биологической реакции на окружающую среду, обеспечивающую наилучшую приспособляемость к окружающей среде, ее экологии. Различают 4 адаптивных экологических типа: тип умеренного пояса, арктический, тропический и горный. Адаптивные типы отличаются не только внешне, но и физиологическими процессами в организме, характером обмена веществ, набором характерных ферментных систем и специфических болезней и др.

9 слайд

* Акклиматизация - это приспособление организма человека к новым климатическим условиям. Достигается акклиматизация путем выработки у людей динамического стереотипа, соответствую щего данным климатическим условиям. Физиологические меха низмы акклиматизации разнообразны и зависят от конкретных климатических характеристик.

10 слайд

Фазы акклиматизации: Существует три фазы акклиматизации: начальная фаза, при которой в организме происходят физиологические приспособительные реакции, описанные выше на примере условий высокогорного, холодного и жаркого климата; фаза перестройки динамического стереотипа, которая может развиваться благоприятно или неблагоприятно. При неблагоприятном течении второй фазы у человека наблюдаются выраженные дезадаптационные процессы в виде: метеоневрозов, снижения работоспособности, обострения хронических заболеваний, развития миалгий, невралгий и других патологических состояний. У таких людей третья фаза - устойчивая акклиматизация не наступает, и человеку необходимо возвратиться в прежние климатические условия; фаза устойчивой акклиматизации характеризуется обычным уровнем и характером заболеваемости, стабильностью обменных процессов, нормальной рождаемостью и хорошим физическим развитием новорожденных детей. *

11 слайд

* Антициклоны - это области высокого давления с диаметром в 5 - 7 тыс. км, с возрастанием атмосферного давления от периферии к центру.

12 слайд

* Циклоны - это области пониженного давления с диаметром 2 - 3 тыс. км, с падением атмосферного давления от периферии к центру.

13 слайд

Формула Планка е = hf, где е – энергия кванта, f – частота колебаний, h – квантовая постоянная. *

14 слайд

ГРАНИЦЫ СОЛНЕЧНОГО СПЕКТРА 1) Инфракрасные лучи (ИК) - от 0,76 до 60 мк; 2) Видимые лучи - 400-760 нм; 3) Ультрафиолетовые лучи (УФ) - 10- 400 нм. *

15 слайд

Деление ультрафиолетового спектра Ультрафиолетовый спектр делят на 3 области: А - 400-320 нм (преимущественное эритемное и загарное действие); В - 320-280 нм (преимущественное антирахитическое или витаминообразующее действие); С - 280-200 нм (преимущественное бактерицидное действие) *

16 слайд

Действие ультрафиолетовых лучей 1. Усиление обмена веществ и ферментативных процессов. 2. Повышение тонуса центральной нервной системы и стимулирующее влияние на симпатическую нервную систему с последующей регуляцией холестеринового обмена. 3. Повышение иммунобиологической реактивности организма связано с увеличением глобулиновой фракции крови и фагоцитарной активности лейкоцитов. Отмечается также увеличение количества эритроцитов и содержания гемоглобина. 4. Изменение активности эндокринной системы: - стимулирующее действие на симпато-адреналовую систему (увеличение адреналиноподобных веществ и сахара в крови); - угнетение функции поджелудочной железы. 5. Специфическое образование витамина Д3. 6. Отмечают увеличение сопротивляемости организма к действию ионизирующего излучения. 7. Бактерицидное - губительное действие на микроорганизмы. *

Цели урока: Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: солнечной радиацией и радиационным балансом.

Задачи урока:

  • Образовательная: начать знакомство с основными климатообразующими факторами: солнечной радиацией, её видами.
  • Развивающая: п родолжить формирование навыков и умений работать с картами и картосхемами.
  • Воспитательная: воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Оборудование: м/м проектор, презентация к уроку (Приложение ), атласы, учебники, физическая и климатическая карты России, сборники ЕГЭ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

II. Повторение пройденного.

В этом году мы начали изучать природу России, давайте вспомним, что мы уже узнали.

  • Геологическое строение и рельеф.
  • Соседи России.
  • Административное устройство РФ.
  • 10 любимых объектов.
  1. Геологическое строение и рельеф проверим по тестам из сборников. (Ответы записываем в тетрадь для самостоятельных работ)
  2. Соседей России мы повторим, опираясь на мяч, на котором уже показаны некоторые страны. Итак, мяч передаем по цепочке, называя при этом страну, остальные называют соседей 2-го порядка. Слушаем друг друга внимательно, повторяться нельзя.
  3. Кто сможет рассказать административно-территориальное устройство РФ?
  4. Кто покажет на карте 10 любимых объектов России? (показ)

III. Объяснение новой темы.

Тема сегодняшнего нашего урока «КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ»

(Запись в тетради)

Разберите словосочетание «КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ» по составу

Что такое КЛИМАТ?

Климат (от греч. klíma, родительный падеж klímatos, буквально - наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам), многолетний режим погоды, свойственный той или иной местности на Земле.

Слайд 1 (Запишите в тетради определение)

Слайд 2

Подберите синоним к слову факторы. (Причины)

А теперь составьте предложение, используя слова: климат, причины. (ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ КЛИМАТ РОССИИ)

Слайд 3

Работа в группах . -Вспомните из курса 7 класса факторы, от которых зависит формирование климата нашей страны. Из набора терминов, выберите подходящие. (Каждая команда получает по 5 “лучиков”, на каждом из которых подписан термин. Из 5 нужно выбрать 1 климатообразующий фактор и прикрепить на доске.)

Географическое положение, деятельность ветра, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация, радиационный баланс.

ЗНАЕМ (записывается на доске):

  1. географическое положение
  2. циркуляция ВМ
  3. морские течения
  4. высота места над уровнем моря
  5. близость морей и океанов
  6. солнечная радиация

Слайд 4

На формирование климата оказывают влияние огромное количество факторов. Мы же сегодня узнаем больше про один фактор, как вы думаете какой? Солнечная радиация. Почему? (Без тепла нет жизни).

ХОТИМ УЗНАТЬ (записывается на доске):

  1. Виды солнечной радиации
  2. Радиационный баланс

Слайд 5

Климат России очень разнообразен. От холодного арктического на севере, до влажных субтропиков Черноморского побережья Краснодарского края.

Географическое положение (географическая широта) влияет на распределение солнечной радиации и на циркуляцию атмосферы.

Слайд 6.

Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации. Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на (Ккал/см). Распространение солнечной радиации по поверхности Земли зависит от географической широты. Как? (При движении с севера на юг количество солнечной радиации, получаемое территорией, увеличивается ).

Почему? (Широта определяет угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня.)

Работа по учебнику рисунок 28 с.80 (Дронов)

Как изменяется угол падения солнечных лучей в зависимости от широты местности? (Смотрим) (Чем меньше широта (ближе к экватору), тем больше угол падения солнечных лучей)

Какая существует зависимость между углом падения солнечных лучей и количеством солнечного тепла (солнечной радиацией), получаемого территорией?

Слайд 7 и 8

В какой из пунктов (м. Челюскин или Краснодар) поступает больше солнечной радиации на 1 см? (Краснодар)

Почему? (Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечная радиация)

Какие районы нашей страны получают наибольшее количество солнечной радиации?

(Южные)

Слайд 9

Почему летом количество солнечной радиации уменьшается к северу сравнительно медленно, а зимой очень быстро? (Зимой севернее полярного круга 66,5° с.ш. устанавливается полярная ночь, и поступление солнечной радиации прекращается)

Не все солнечные лучи, проходя сквозь слои атмосферы, достигают земной поверхности.

Слайд 10

Часть солнечной радиации поступает на нашу планету. Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, бывает прямой и рассеянной.

Слайд 11

В солнечный безоблачный день преобладает прямая радиация. Лучи Солнца можно увидеть в лесу. Сквозь листву деревьев прямые лучи проходят до поверхности Земли.

Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами.

Слайд 12

А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Чем больше облачность и запыленность атмосферы, тем больше солнечных лучей рассеивается и отражается, тем меньше достигает земной поверхности.

Слайд 13

Общее количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, называется суммарной радиацией.

Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли (отраженная радиация), остальная поглощается поверхностью и нагревает ее (поглощенная радиация). Нагретая земная поверхность отражает тепло обратно в мировое пространство.

Работа в тетради.

-Перечертите схему в тетрадь и запишите определение суммарной радиации .

Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли. Суммарная радиация на картах изображается в виде линий.

Работа по учебнику

Найдите в учебнике рисунок 30 с.81. Нужно определить суммарную радиацию в данных городах.

Красноярск – 95 Ккал/см

Якутск – 89 или не определена

Хабаровск – 111 Ккал/см

Слайд 14.

Разницу между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение выражают в виде радиационного баланса .

Радиационный баланс – один из важнейших факторов формирования климата. От радиационного баланса зависят распределение температур в почве и прилегающих слоях воздуха, интенсивность испарения и таяния снега и другие природные процессы. Радиационный баланс в России в среднем за год всюду положительный, за исключением районов с постоянным ледяным покровом. Зимой он на всей территории страны отрицательный, а летом – положительный .

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа по картам (Суммарная радиация и радиационный баланс)

- Заполните таблицу, опираясь на карту, и сделайте вывод о том, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации и радиационного баланса.

2. Работа по сборникам ЕГЭ

Ответьте на вопросы части С3, стр.60 и 105

3. Ответьте на вопросы

  1. Что называется солнечной радиацией? (Тепло и свет, излучаемые Солнцем)
  2. Что такое суммарная радиация? (Тепло и свет, которые достигают поверхности Земли)
  3. Из чего складывается суммарная радиация? (Прямая + рассеянная)
  4. Какой вид радиации преобладает в пасмурный день? (Рассеянная радиация)
  5. Можно ли загореть в пасмурный день? (Можно, т.к. рассеянная радиация доходит и до поверхности Земли)
  6. Почему на одинаковой географической широте зимой температура воздуха разная? (Кроме угла падения солнечных лучей влияет также подстилающая поверхность, состояние атмосферы (облачность), циркуляция атмосферы)
  7. Что такое радиационный баланс? (Разница между величиной суммарной радиации и суммой отраженной радиации и теплового излучения)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

4. Работа по рабочей тетради с 18, задание №2

V. Итог урока.

Итак, мы с вами узнали, что солнечная радиация является одним из климатообразующих факторов и бывает разных видов:

УЗНАЛИ (записывается на доске):

  • Солнечная радиация
  • Прямая радиация
  • Рассеянная радиация
  • Суммарная радиация
  • Отраженная радиация
  • Поглощенная радиация
  • Радиационный баланс

Подведите итог того, о чем мы узнали на уроке.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Структура солнечной системы и ее размеры. Этапы развития метеонаблюдений. Атмосфера, ее состав, строение и граница. Лучистая энергия Солнца. Климатические пояса и области материков. Международная классификация облаков. Скорость и направление ветра.

    шпаргалка , добавлен 30.08.2009

    Рассмотрение факторов формирования климата: географическое положение, особенности рельефа, свойства подстилающей поверхности, радиационный баланс и циркулярные процессы. Характеристика климатических условий холодного и теплового периодов в России.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Наблюдение и регистрация суточного хода метеовеличин по данным метеорологической станции. Суточный ход температуры поверхности почвы и воздуха, упругости водяного пара, относительной влажности, атмосферного давления, направления и скорости ветра.

    реферат , добавлен 01.10.2009

    Понятие, виды солнечной радиации и методы измерения. Интенсивность солнечной радиации, и ее распределение. Поглощение солнечной радиации в атмосфере. Влияние солнечной радиации на растительный и животный мир и особенности ее использованием человеком.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Силы, действующие в атмосфере. Порядки величин метеорологических элементов. Политропические изменения термодинамического состояния воздуха. Изменение состояния влажного воздуха. Абсолютный и относительный геопотенциал. Поверхности раздела в атмосфере.

    методичка , добавлен 22.06.2015

    Эндогенные и экзогенные (космическая и солнечная энергия) энергетические источники географических процессов, их влияние на географическую оболочку. Соотношение различных потоков энергии. Циклы круговорота вещества и энергии. Формы динамики земной коры.

    презентация , добавлен 01.12.2013

    Действие факторов видоизменения поверхности Земли: климата (действие сезонных и суточных температур и влажности), ветра, ледников, поверхностных и подземных вод, разнообразных организмов. Результат химического и механического выветривания пород.

    1.Понятие «солнечная радиация». Интенсивность солнечной радиации, солнечная постоянная.

    2.Солнечная радиация у верхней границы атмосферы.

    3.Солнечная радиация в атмосфере (прямая, рассеянная, суммарная).

    4.Солнечная радиация у земной поверхности (альбедо, встречное, земное и эффективное излучение).

    5.Радиационный режим атмосферы и поверхности Земли.

    6.Тепловой баланс.

    1. Понятие «солнечная радиация». Интенсивность солнечной радиации, солнечная постоянная.

    Земля вращается в потоке солнечных лучей. И хотя к ней приходит лишь одна двухмиллиардная часть всего солнечного излучения, это составляет 1,36 х 1024кал в год. Для сравнения: лучистая энергия звезд составляет одну стомиллионную долю поступающей солнечной энергии, космические излучения – две миллиардных доли, внутреннее тепло Земли у ее поверхности равно одной тысячной доли солнечного тепла.

    Таким образом, электромагнитное излучение Солнца – солнечная радиация – основной источник энергии процессов, совершающихся в географической оболочке. Эта радиация состоит из видимой (46%) и невидимой (54%).

    За единицу измерения интенсивности солнечной радиации принимается количество калорий тепла, поглощенное 1 см2 абсолютно черной поверхности, перпендикулярной направлению солнечных лучей, за 1 мин (кал/см2 х мин).

    Поток лучистой энергии Солнца, подходящий к

    земной атмосфере, отличается большим постоянством. Его интенсивность называют солнечной постоянной (I0) и принимают равной 1,98 кал/см2 х мин.

    В зависимости от изменений в течение года расстояния от Земли до Солнца, солнечная постоянная колеблется: к началу января она увеличивается, к началу июля – уменьшается. Годовые колебания солнечной постоянной составляют около 3,5%. На каждый 1см2 земной поверхности приходится около 260 ккал в год. Количество солнечной радиации, поступающей на участок земной поверхности зависит, от угла падения солнечных лучей. Чем меньше угол падения лучей, тем меньше интенсивность солнечной радиации.

    Количество солнечной радиации, получаемое поверхностью, находится в прямой зависимости от продолжительности освещения ее солнечными лучами.

    2. Солнечная радиация у верхней границы

    атмосферы.

    В экваториальном поясе (вне атмосферы) количество солнечного тепла в течение года не испытывает больших колебаний, а в высоких широтах эти колебания велики. В зимний период в приходе солнечного тепла между высокими и низкими широтами особенно значительны. В летний период, в условиях непрерывного освещения, полярные районы получают максимальное на Земле количество солнечного тепла за сутки. Это количество в день летнего солнцестояния в северном полушарии на 36% превосходит суточные суммы тепла на экваторе. Но так как продолжительность дня на экваторе не 24 часа, как в это время на полюсе, а 12 часов, количество солнечной радиации на единицу времени на экваторе остается наибольшим. Летний максимум суточной суммы солнечного тепла, наблюдаемый около 40 – 500 широты, связан с тем, что здесь при значительной высоте Солнца сравнительно большая продолжительность дня (больше, чем на экваторе). Различия в количестве тепла, получаемого экваториальными и полярными районами, летом меньше, чем зимой.

    Слайд 2

    5.1. Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. 5.2. Измерение рассеянной радиации. Пиранометр. 5.3. Измерение радиационного баланса. Балансомер.

    Слайд 3

    5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр.

    Актинометрические измерения - это измерения различных потоков радиации в атмосфере. Основными актинометрическими величинами являются следующие. 1.Прямая солнечная радиация. Присутствует только днем при ясном небе. 2.Рассеянная солнечная радиация. Присутствует в светлое время суток. 3.Радиационный баланс. Это алгебраическая сумма всех потоков с верхней полусферы минус сумма всех потоков с нижней полусферы.

    Слайд 4

    5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Для измерения прямой солнечной радиации используется один из двух приборов ̶компенсационный пиргелиометр или термоэлектрический актинометр. Компенсационный пиргелиометр является абсолютным прибором, термоэлектрический актинометр – относительным. Абсолютные приборы основаны на сравнении измеряемого параметра с другим таким же параметром, значение которого можно регулировать в процессе измерения.Пример – чашечные весы. Абсолютные приборы не требуют калибровки и не имеют шкалы. Относительные приборы основаны на преобразовании измеряемой величины в другую физическую величину, значение которой измерить достаточно просто. Пример – пружинные весы со стрелкой. Относительные приборы калибруются путем сравнения с абсолютными.

    Слайд 5

    5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Рис. 5.1.1. Внешний вид компенсационного пиргелиометра Ангстрема.

    Слайд 6

    5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. 4 K ma G R 1 2 3 3’ Рис. 5.1.2. Схема компенсационного пиргелиометра. 1 – крышка; 2 – отверстия в крышке; 3, 3’ – черные пластины; 4– термопара; G – гальванометр; ma – миллиамперметр. Пиргелиометр направляют на Солнце. Одно из отверстий закрывают. Солнце освещает только одну из пластин. Она нагревается. Вторую пластину нагревают электрическим током от батареи. Ток регулируют резистором R. Разность температур между пластинами контролируют термопарой (4) с гальванометром G. Наблюдатель добивается нулевых показаний гальванометра, а затем измеряет ток i, нагревающий пластину, по миллиамперметру ma.

    Слайд 7

    5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Поток тепла на платину, нагреваемую солнечной радиацией: (5.1.1) S – прямая солнечная радиация; – коэффициент поглощения пластиной солнечной радиации; s – площадь пластины. Поток тепла на платину, нагреваемую электрическим током i: R – сопротивление пластины. (5.1.2) При равенстве температур пластин оба потока равны:

    Слайд 8

    5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Тогда получаем: где k – переводной множитель для данного прибора. (5.1.3) Пиргелиометр неудобен для полевых измерений. Измерения занимают длительное время. Он используется только для калибровки актинометра в заводских условиях.

    Слайд 9

    5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Термоэлектрический актинометр. Рис. 5.1.3. Внешний вид термоэлектрического актинометра.

    Слайд 10

    5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Рис. 5.1.4. Термоэлектрический актинометр М-3 (АТ-50). 1 - зачерненный диск, 2 - медное кольцо, 3 - термобатарея, 4 - последовательно сужающиеся диафрагмы, 5 - металлический цилиндр (корпус), 6 - отверстие в диске для наведения актинометра на солнце. к гальванометру 6 5 черный диск (1) 4 медное кольцо (2) Термобатарея (3)

    Слайд 11

    5.1.Измерение прямой солнечной радиации. Пиргелиометр и актинометр. Черный диск нагревается солнечной радиацией. Медное кольцо имеет температуру воздуха. Разность температур между диском и кольцом пропорциональна величине прямой солнечной радиации. Эту разность измеряют с помощью термобатареи и гальванометра. Прямую солнечную радиацию рассчитывают по формуле: (5.1.4) где k – переводной множитель, определяемый на заводе; N – показания гальванометра в делениях; N0 – место нуля гальванометра (обычно 3-5 делений).

    Посмотреть все слайды