Рыцарь на час тема и идея. Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час

Это стихотворение – одно из самых задушевных и лирических произведений автора. Оно условно делится на три части. В первой части герой, томимый бессонницей, выходит на улицу и при лунном свете любуется осенними пейзажами родной, многострадальной деревни. В его памяти всплывают картинки далекого детства, в душе просыпается совесть и “жажда дела”. Во второй части образ Родины сливается с образом умершей безвременно матери.

Герой винит себя за то, чего, возможно, он не успел для нее сделать. Яркими красками рисует его воображение прекрасный образ самого близкого и родного человека. Поэт был очень привязан к матери и просит у нее прощения и помощи в жизненных непростых вопросах. А в третьей части, герой, проснувшись утром, чувствует себя опять одним из “людей слова”, и все его благие порывы оказываются просто сном. В заключительном монологе героя выражается конфликт между “словом” и “делом”, характерный для жизни целого поколения.

Пересказ для Вас подготовила Nadezhda84


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Молодой рыцарь Альбер решает отправиться на турнир и обращается к своему слуге Ивану с просьбой показать шлем. Шлем оказывается пробитым насквозь еще с прошлого поединка...
  2. Стихотворение А. Н. Некрасова “Рыцарь на час” состоит из двух логических частей, каждая из которых объединена общей темой. Первая часть дает нам описание природы и...
  3. (1862 г.) Часть 1. Юбиляры и триумфаторы. В начале поэмы автор говорит о 70-х годах XIX века, что более подлых времен не было, хотя были...
  4. (1855 г.) Растет в семье степных помещиков дочь Саша. Ее родители – добродушные старички, которые с детства постарались дать своей дочери все, что могли позволить...
  5. Встретились однажды на дороге семеро временнообязанных (недавних крепостных) мужиков из соседних деревень: Дырявина, Заплатова, Знобишина, Разутова, Неелова, Горелова и Неурожайка. Разгорелся между мужиками спор о...
  6. Страшное горе случилось в крестьянской семье: главный кормилец и хозяин Прокл Севастьяныч умер. Его отец едет на кладбище, чтобы в промерзлой земле выдолбить могилу сыну,...
  7. Находясь в преклонном возрасте, княгиня Мария Николаевна Волконская пишет историю своей жизни, дабы оставить внукам память о себе. Она родилась под Киевом, в семье генерала...
  8. (1870 г.) В деревне Малые Вежи живет старый охотник Мазай. Рассказчик приезжает в эту деревню каждое лето, чтобы недельку погостить и поохотиться вместе со стариком....

Особое место в лирике Некрасова занимает образ женщины-матери, судьба которой оказывается не менее драматичной, чем доля девушек-крестьянок или сирот. Это и горестное сострадание святым «слезам бедных матерей» в стихотворении «Внимая ужасам войны...» (1859), Орина, «мать солдатская» из одноименной поэмы (1863), переживающая трагическую судьбу: рекрутский набор отнял её единственного сына. Это героиня стихотворения «Мать» (1868), которая испытывает чувство безнадежности, поскольку её юным сыновьям «судьбы своей не избежать»; это страдалица из стихотворения «Затворница» (1877), «чужим скорбям бессильная помочь»; далее это «Баюшки-баю» (1877), где мать утешает тех, кому «вчера людская злоба» боль и «обиду нанесла»; незаконченная поэма «Мать» (1877), героиня которой вынуждена столкнуться с ужасными условиями жизни в усадьбе мужа и с его жестоким Необыкновенной выразительностью отличается образ женщины-матери в лирической поэме 1862 года «Рыцарь на час» (Некрасов), анализ которой мы проведем.

Лирическим героем произведения является человек 60-х годов, который осознаёт трагическое противоречие между своим стремлением к самоотверженному служению народу, благим душевным порывом к идеалу — и слабостью воли, приводящей к отказу от практического действия, ошибочности поступков, неверным шагам. Обостренная совестливость рождает рефлексию героя, его покаяние, лирический монолог оправдания:

Не умел я с собой совладать,

Не осилил с думы жестокой...

На миг лирический герой осознаёт даже ложность своего поведения, измельчание личности:

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

Он предпринимает попытку высвободиться из этой тины, преодолеть свою слабость, выйти на широкую и истинно верную дорогу жизни.

Но быт, чувство вины и угасания, слабость продолжают держать героя в своём цепком плену. И тогда в соответствии с этим настроением в поэме появляется осенний пейзаж, отмеченный необычайной живописностью и красочностью. Мы начинаем сознавать, что этот осенний пейзаж — не просто аккомпанемент психологическому состоянию героя, но и отражение тех ценностей, которые ещё остаются в жизни и способны исцелить больную душу. Такую же бесконечную радость вливает в неё жизнь деревни, столь же прекрасной в лунном освещении, как и красота дубровы. Высшими духовными ценностями оказываются Божий дом («церковь старая» в лунном сиянье) и витающая здесь же душа матери, почивающей под одиноким крестом. Так в поэме о «рыцаре на час» возникает врачующий образ матери, призванный смягчить страдания и терзания героя.

Но и она — вечная страдалица, чьи годы были отмечены постоянной мукой:

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других...

...Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты...

Самый облик матери, воскрешаемый поэтом, свидетельствует о её горестях:

Русокудрая, голубоглазая,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой величаво-безгласная —

Молода умерла ты, прекрасная...

Поэт наделяет образ матери чертами возвышенного божества чистейшей любви. Только она, испытавшая столько терзаний, может облегчить кручину героя, исцелить его душу, наставить на истинный путь, вывести «на дорогу тернистую». И тогда он проникновенно обращается к своей матери, способной его понять и воскресить:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Строки эти приобретают патетику, ораторские интонации, романтическую взволнованность, выраженную в обилии восклицаний и вопросов, нагнетении однородных членов, синонимов и антонимов.

Образ матери лирического героя (и одновременно — матери поэта) вырастает в образ родины-матери, которая требовательно и благожелательно всматривается в лицо своего совестливого сына, судит его, прощает и ободряюще наставляет. Правда, в финале стихотворения «Рыцарь на час» (Некрасов), анализ которого нас интересует, звучит язвительный и насмешливый внутренний голос, упрекающий не только лирического героя, но и всё «ничтожное племя» современников в неспособности к конкретному делу. Вы, — словно бы нашептывает этот голос, — увы! не «вечные» рыцари деяний и борьбы, как незабвенный пламенный Дон Кихот, а всего лишь «рыцари на час». Но хочется думать, что в сознании героя поэмы воображаемый голос матери невольно подавляет и заглушает эту «злую песню», вселяя надежду.

Творчество литератора часто вводят в определенные рамки и неоправданно ограничивают в их области созидания мысли и создания произведений. Для многих читателей Николай Алексеевич Некрасов – поэт-революционер, поэт-гражданин и поэт для народа. Но существует и другой Некрасов, который, возможно, всю жизнь прятался под революционным пылом.

Поздний Некрасов тщательно скрывает в себе молодые философские размышления и целиком посвящает себя народной поэзии. Несмотря на это, ему не удается полностью отойти от своего раннего творчества времен сборника «Мечты и звуки» (1840). Каждое его произведение содержит размышления о себе и о сущности жизни. Революционные стихи поэта содержат призыв к борьбе не на поверхности слов, а в самой природе произведения.

Философское стихотворение «Рыцарь на час» 1862 года можно назвать откровением, отражающим суть понимания личности поэта. Глубокие потрясения того времени, разрыв с друзьями, не поддерживающими его идеи, в частности с И.С.Тургеневым, легли в его основу.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Главная мысль

Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.

Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.

Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания:

Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Смысл финала

Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.

Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:

Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…

В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это стихотворение – одно из самых задушевных и лирических произведений автора. Оно условно делится на три части. В первой части герой, томимый бессонницей, выходит на улицу и при лунном свете любуется осенними пейзажами родной, многострадальной деревни. В его памяти всплывают картинки далекого детства, в душе просыпается совесть и «жажда дела». Во второй части образ Родины сливается с образом умершей безвременно матери.

Герой винит себя за то, чего, возможно, он не успел для нее сделать. Яркими красками рисует его воображение прекрасный образ самого близкого и родного человека. Поэт был очень привязан к матери и просит у нее прощения и помощи в жизненных непростых вопросах. А в третьей части герой, проснувшись утром, чувствует себя опять одним из «людей слова», и все его благие порывы оказываются просто сном. В заключительном монологе героя выражается конфликт между «словом» и «делом», характерный для жизни целого поколения.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Обновлено: 2012-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» раскрывает душевные переживания автора. Во многом это стихотворение-покаяние поэта, разочаровавшегося в собственных идеалах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Рыцаря на час» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.

Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.

Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трех частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй - предается горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей - признается в собственном бессилии.

Жанр – Элегия

Стихотворный размер – Трехстопный анапест.

Метафоры - «ожившая грудь», «волны белого лунного света »

Эпитеты – «пасмурный», «веселый», «поздняя ».

Олицетворения - «ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется ».

История создания

Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям. Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишен отцом наследства.

Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

В своем произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название - «Бессонница».

По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

Тема

Центральная тема произведения - задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелых годах он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, и в словах героя звучит презрение к самому себе.

Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

Композиция

Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

  • Первая часть - вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчеркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновленным.
  • Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предается воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
  • В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признается в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

Жанр

Произведение «Рыцарь на час» написано в жанре элегии. В нем также присутствуют элементы пейзажной лирики, эпического сюжета, портрета.

Стихотворный размер - трехстопный анапест, за исключением первой четырехстопной строчки. В стихотворении наблюдается чередование мужской и смежной рифм, некоторые строчки остаются без рифмы.

Средства выразительности

Всю палитру своих душевных переживаний автор передает при помощи разнообразных художественных средств, среди которых метафоры (« ожившая грудь», «волны белого лунного света »), эпитетов (« пасмурный», «веселый», «поздняя »), олицетворений (« ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется »).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 285.