Последний бой линкора «Ямато». Разбитое сердце Японии

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины , и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» («Победа») являлся незаурядным достижением оперативного искусства . Поскольку авианосные силы Императорского флота пришли к тому времени в упадок, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.

    Северная группа, включавшая немногие уцелевшие авианосцы, должна была сыграть роль приманки для 38-го оперативного соединения - главной ударной силы американского флота. Основной удар по десантным судам должно было нанести 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Куриты . В его состав входили 5 линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев . Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернардино и утром атаковать десантные суда у острова Лейте . Поддержку ему оказывало меньшее по силам 2-е диверсионное соединение вице-адмирала Нисимуры , следовавшее проливом Суригао.

    Бой в море Сибуян

    22 октября 1-е диверсионное соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подлодками, потопившими два тяжёлых крейсера. Утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, начались массированные атаки американской палубной авиации. В силу случайных совпадений основные удары американцев были нацелены на «Мусаси», который, после попаданий в него около 20 торпед и около 20 бомб, вечером перевернулся и затонул.

    Несмотря на потерю «Мусаси», соединение Куриты оставалось вполне боеспособным, так как остальные линкоры не получили серьёзных повреждений. Тем не менее, Курита колебался и даже повернул на обратный курс. Однако Северная группа вице-адмирала Одзава выполнила свою роль приманки - главные силы 38-го оперативного соединения ринулись на неё, оставив северные проливы без охраны. Американский командующий переоценил достижения своих пилотов, рапортовавших о потоплении множества японских линкоров, и решил, что 1-е диверсионное соединение не представляет опасности. Курита тем временем получил прямой приказ от главнокомандующего Объединённым флотом - «Соединение должно атаковать с верой в Божественное провидение!» и двинулся вперёд.

    Бой в заливе Лейте

    Соединение ночью беспрепятственно форсировало неохраняемый пролив Сан-Бернадино на большой скорости и вышло в залив Лейте. Около 6:45 японцы обнаружили американские корабли. Это была северная группа 7-го флота США, включавшая 6 эскортных авианосцев , 3 эсминца и 4 эскортных миноносца . На «Ямато», ставшем флагманом японского соединения, приняли противника за одну из быстроходных авианосных групп и считали, что в её составе имеются крейсера. Тем не менее японцы вступили в бой. «Ямато» впервые в своей карьере открыл огонь по надводному противнику в 6:58 с дистанции 27 км. Первые залпы пришлись по авианосцу «Уайт Плэйнс» (White Plains ), и артиллеристы считали, что добились попаданий.

    В дальнейшем бой свёлся к преследованию японцами тихоходного противника, который отвечал атаками самолётов и эсминцев. В течение последующих трёх часов японские корабли обстреливали многочисленные цели и считали потопленными несколько американских авианосцев и крейсеров. Стрельбу затрудняли периодические дождевые шквалы и дымовые завесы противника. В результате большой разницы в скорости (до 10 узлов) японское соединение растянулось, и Курита потерял управление боем. В 10:20 1-е диверсионное соединение вышло из боя и повернуло на обратный курс, хотя путь в залив Лейте, где собрались американские транспорты, был открыт.

    Потери американцев в сражении в заливе Лейте составили 1 эскортный авианосец, 2 эсминца и 1 эскортный миноносец. Несмотря на уверенность артиллеристов «Ямато» в хороших результатах своей стрельбы, послевоенные исследования показали, что скорее всего «Ямато» не добился ни одного попадания главным калибром хотя и был зафиксирован ряд накрытий. высадились на Окинаве . Поскольку гарнизон острова не имел шансов отразить десант, японское командование сделало основную ставку на самоубийственные методы борьбы. Не остался в стороне и флот, предложивший использовать «Ямато» для атаки неприятельских десантных судов, несмотря на господство противника в воздухе и на море.

    Утром 6 апреля 1945 года соединение в составе «Ямато», 1 лёгкого крейсера и 8 эсминцев вышло в море для участия в операции «Тэн-ити-го» («Небеса-1»). Перед соединением была поставлена задача - «атака неприятельского флота и судов снабжения и их уничтожение». В случае затруднений с возвращением на базу «Ямато» предписывалось выброситься на отмель у побережья Окинавы и поддерживать армейские части артиллерийским огнём. Предполагалось также, что этот рейд отвлечёт палубную авиацию противника и облегчит намеченные на 7 апреля массированные атаки камикадзе на десантные средства американского флота у берегов Окинавы. План с самого начала носил самоубийственный характер.

    Японское соединение было обнаружено противником рано утром 7 апреля. Начиная с полудня «Ямато» и его эскорт подверглись мощным атакам американских палубных самолётов (всего 227 машин). Через два часа линкор, получив до 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб, вышел из строя. В 14.23 по местному времени из-за смещения 460-мм снарядов от крена произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего «Ямато» затонул. Спасти удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. Потери американцев составили 10 самолётов и 12 лётчиков.

    Командиры линкора

    • 05.09.1941 - 16.12.1941 - контр-адмирал Сютоку Миядзато 25.01.1944 - 25.11.1944 - капитан I ранга (с 15.10.1944 - контр-адмирал) Нобуэ Морисита
    • 25.11.1944 - 07.04.1945 - капитан I ранга (посмертно - вице-адмирал) Косаку Аруга ?! .
    Место

    Тихий океан, между островом Кюсю и островами Рюкю.

    Причина Итог

    Полная победа США

    Изменения

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Противники Командующие Силы сторон Потери

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
    Рюкюско-Бонинская операция
    Иводзима - Окинава - «Тэн-Го»

    Операция Тэн-Го (яп . кюдзитай 天號作戰 , синдзитай 天号作戦 Тэн-го: сакусэн ), более известная в русскоязычной литературе как Последний поход «Ямато» , - японская морская операция во время Второй мировой войны, часть войны на Тихом океане, состоялась -7 апреля 1945 года . Представляла собой самоубийственный выход небольшой эскадры во главе с самым большим линкором в мире - «Ямато ». Цель операции - уничтожение совместно с боевыми вылетами камикадзе американских сил, производящих высадку на Окинаве. Предполагалось отвлечение палубной авиации американцев на соединение «Ямато», в то время как камикадзе беспрепятственно проводили бы атаки. В случае успешного прорыва эскадры к плацдарму предполагалось затопить «Ямато» на отмели и использовать в дальнейшем как плавучую батарею, поскольку топлива, выделенного на проведение операции, хватало только на путь в один конец.

    Реализация операции «Тэн-го»

    В 9.18 утра 3 апреля 1945 г 2-й флот, базировавшийся в Куре , получил приказ главнокомандующего Объединённого флота - адмирала Тоёда о начале операции «Тэн-ити-го» («Небеса-1»). Командующий 2-м флотом Ито решил лично участвовать в бою на борту «Ямато», хотя очень скептически относился к подобной операции (воздушное прикрытие кораблей отсутствовало, соединение было обречено на неминуемую гибель). Однако руководство решило пожертвовать остатками флота, так как иначе он всё равно бы достался врагу.

    В качестве эскорта «Ямато» были выделены лёгкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев: «Асасимо», «Фуюцуки», «Судзуцуки», «Хамакадзэ», «Исокадзэ», «Юкикадзэ», «Касуми», «Хатсусимо». В распоряжении японцев были и другие боеспособные корабли, но им не хватало горючего.

    Выход в море состоялся в 15.20 6 апреля 1945 г. в более чем гнетущей обстановке. Американская подлодка следила за соединением и непрерывно передавала сведения о нём; на рассвете 7 апреля к ней присоединились две летающих лодки «Маринер». В 12.32 первая волна (227 американских авианосных самолётов) вышла в атаку на соединение Ито, вторая (57 самолётов) в 12.45 и третья (110 самолётов) в 13.33 довершили разгром. «Ямато», получив примерно 20 торпед, начал медленно крениться и в 14.23 взорвался. Это был один из самых мощных взрывов доатомной эры, эквивалентный примерно 500 т. взрывчатки. Пламя взметнулось на 2 км, грибообразный столб дыма - на 6 км.

    На «Ямато» погибло 3063 матроса и офицера из 3332 (в том числе Ито и командир корабля капитан 1 ранга К. Арига), на «Яхаги» и эсминцах погибли 1187 человек.

    Операция закончилась провалом, поскольку под массированными атаками американцев сам «Ямато», легкий крейсер «Яхаги» и 4 из восьми эсминцев были потоплены. В то же время атаки камикадзе не достигли существенных успехов (они повредили только авианосец, старый линкор и эсминец).

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Последний поход «Ямато»"

    Ссылки

    • .
    • .
    • Кофман В. Л. Японские линкоры Второй мировой войны. «Ямато» и «Мусаси». - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006.

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Последний поход «Ямато»

    А она провожала его вдруг повлажневшим взглядом своих огромных голубых глаз, в котором таилась глубочайшая печаль... Она была королевой и не имела права его любить. Но она ещё была и просто женщиной, сердце которой всецело принадлежало этому чистейшему, смелому человеку навсегда... не спрашивая ни у кого на это разрешения...
    – Ой, как это грустно, правда? – тихо прошептала Стелла. – Как мне хотелось бы им помочь!..
    – А разве им нужна чья-то помощь? – удивилась я.
    Стелла только кивнула своей кудрявой головкой, не говоря ни слова, и опять стала показывать новый эпизод... Меня очень удивило её глубокое участие к этой очаровательной истории, которая пока что казалась мне просто очень милой историей чьей-то любви. Но так как я уже неплохо знала отзывчивость и доброту большого Стеллиного сердечка, то где-то в глубине души я почти что была уверенна, что всё будет наверняка не так-то просто, как это кажется вначале, и мне оставалось только ждать...
    Мы увидели тот же самый парк, но я ни малейшего представления не имела, сколько времени там прошло с тех пор, как мы видели их в прошлом «эпизоде».
    В этот вечер весь парк буквально сиял и переливался тысячами цветных огней, которые, сливаясь с мерцающим ночным небом, образовывали великолепный сплошной сверкающий фейерверк. По пышности подготовки наверняка это был какой-то грандиозный званый вечер, во время которого все гости, по причудливому желанию королевы, были одеты исключительно в белые одежды и, чем-то напоминая древних жрецов, «организованно» шли по дивно освещённому, сверкающему парку, направляясь к красивому каменному газебо, называемому всеми – Храмом Любви.

    Храм Любви, старинная гравюра

    И тут внезапно за тем же храмом, вспыхнул огонь... Слепящие искры взвились к самим вершинам деревьев, обагряя кровавым светом тёмные ночные облака. Восхищённые гости дружно ахнули, одобряя красоту происходящего... Но никто из них не знал, что, по замыслу королевы, этот бушующий огонь выражал всю силу её любви... И настоящее значение этого символа понимал только один человек, присутствующий в тот вечер на празднике...
    Взволнованный Аксель, прислонившись к дереву, закрыл глаза. Он всё ещё не мог поверить, что вся эта ошеломляющая красота предназначалось именно ему.
    – Вы довольны, мой друг? – тихо прошептал за его спиной нежный голос.
    – Я восхищён... – ответил Аксель и обернулся: это, конечно же, была она.
    Лишь мгновение они с упоением смотрели друг на друга, затем королева нежно сжала Акселю руку и исчезла в ночи...
    – Ну почему во всех своих «жизнях» он всегда был таким несчастным? – всё ещё грустила по нашему «бедному мальчику» Стелла.
    По-правде говоря, я пока что не видела никакого «несчастья» и поэтому удивлённо посмотрела на её печальное личико. Но малышка почему-то и дальше упорно не хотела ничего объяснять...
    Картинка резко поменялась.
    По тёмной ночной дороге вовсю неслась роскошная, очень большая зелёная карета. Аксель сидел на месте кучера и, довольно мастерски управляя этим огромным экипажем, с явной тревогой время от времени оглядываясь и посматривая по сторонам. Создавалось впечатление, что он куда-то дико спешил или от кого-то убегал...
    Внутри кареты сидели нам уже знакомые король и королева, и ещё миловидная девочка лет восьми, а также две до сих пор незнакомые нам дамы. Все выглядели хмурыми и взволнованными, и даже малышка была притихшая, как будто чувствовала общее настроение взрослых. Король был одет на удивление скромно – в простой серый сюртук, с такой же серой круглой шляпой на голове, а королева прятала лицо под вуалью, и было видно, что она явно чего-то боится. Опять же, вся эта сценка очень сильно напоминала побег...
    Я на всякий случай снова глянула в сторону Стеллы, надеясь на объяснения, но никакого объяснения не последовало – малышка очень сосредоточенно наблюдала за происходящим, а в её огромных кукольных глазах таилась совсем не детская, глубокая печаль.
    – Ну почему?.. Почему они его не послушались?!.. Это же было так просто!..– неожиданно возмутилась она.
    Карета неслась всё это время с почти сумасшедшей скоростью. Пассажиры выглядели уставшими и какими-то потерянными... Наконец, они въехали в какой-то большой неосвещённый двор, с чёрной тенью каменной постройки посередине, и карета резко остановилась. Место напоминало постоялый двор или большую ферму.
    Аксель соскочил наземь и, приблизившись к окошку, уже собирался что-то сказать, как вдруг изнутри кареты послышался властный мужской голос:
    – Здесь мы будем прощаться, граф. Недостойно мне подвергать вас опасности далее.

    Линкор «Ямато» (яп. 大和) первый серийный линкор из трех однотипных линейных кораблей японского императорского флота, был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре. Он был спущен на воду 8 августа 1939 года, и официально вступил в строй 16 декабря 1941 г.; однако, боеготовым корабль объявили лишь 27 мая 1942 года. (два линейных корабля "систершипа" носили имена "Мусаси" и "Синано", последний был переделан в авианосец).

    "Ямато" и "Мусаси"

    Линкоры типа «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линкорами среди не только линейных кораблей японского флота, но и всего мира. На момент спуска на воду в мире был лишь один корабль, имевший большее водоизмещение – британский пассажирский лайнер «Куин Мэри». Каждое из орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т. и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров.
    460-мм (457-мм) бронебойный снаряд Type 91. Его длина - 1954 мм, вес 1460 кг.

    Около 263 метров в длину, 40 (36,9) в ширину, полное водоизмещение в 72 810 тонн (стандартное 63 200 т), 9 орудий главного калибра диаметром 460 мм, энергетическая установка мощностью в 150 000 л.с., позволяющая кораблю развивать скорость в 27,5 узлов (около 50 км/ч) – вот лишь некоторые технические характеристики этих настоящих морских монстров.

    «Ямато» и «Мусаси» были самыми крупными в мире артиллерийскими кораблями, способными поражать цели на любом обозримом с марсов расстоянии. Отдача артиллерийских орудий была настолько сильной, что конструкторам пришлось ввести запрет на использование бортового залпа – одновременного выстрела из всех 9 стволов – во избежание необратимых для корабля механических повреждений корпуса.

    Бронирование выполнялось по схеме «все или ничего» и включало 410-мм наклонный пояс и самую толстую в мире палубу в (200-230 мм.), даже днище судна было защищено 50-80-мм. броневыми плитами. Данная концепция предполагала создание бронированной цитадели, которая защищала бы все жизненно важные центры судна, обеспечивая ему запас плавучести, но оставляя при этом незащищенным все остальное. Цитадель «Ямато» была самой короткой среди линкоров постройки конца 30-х годов по отношении к общей длине корабля – всего 53,5%.
    Схема бронирования линкоров типа "Ямато"

    Лобовая плита башен главного калибра линкора имела броню в 650-мм – самая толстая броня из когда-либо устанавливающейся на боевые корабли. Сильный наклон лобовой плиты башни еще больше повышал снарядостойкость, считалось, что ни один снаряд в мире не в состоянии пробить ее даже при стрельбе в упор. (на самом деле это не так, но выяснят это только после окончания войны)

    "Ямато" в достройке

    Японским кораблестроителям стоит отдать должное, они сделали почти все, что было в их силах. Конечное слово оставалось за адмиралами, и здесь у потомков самураев и учеников знаменитого Того неожиданно обнаружились проблемы. Еще в самом начале войны офицеры и летчики японских авианосцев горько шутили, что в мире есть 3 самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато». Японскому флоту часто недоставало своих линкоров, которые берегло командование флота. Использование их в самом конце войны уже никак не могло изменить ее исхода, шутка оказалась очень правдивой.

    Попадание авиационной бомбы в "Ямато" 24 октября 1944 года во время боя в море Сибуян.

    Гибель "Ямато"

    Вид на носовые башни ГК линкора "Ямато"

    Линкор «Ямато» отправился в свой последний поход в апреле 1945 года. Задача соединения, куда помимо линкора вошел крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев, среди которых было 2 специальных эсминца ПВО типа «Акидзуки» (в это время в наличии были и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и самоубийством. Эскадра должна была отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американских частей на о. Окинава. Командование японского флота смогло изыскать для проведения операции лишь 2500 тонн топлива. В том случае, если бы возвращение эскадры было сочтено затруднительным, линкору предписывалось выброситься на берег у Окинавы и поддерживать оборону острова огнем своих орудий. Подобные действия японского флота могли быть продиктованы только полным отчаянием, но японцы не были бы сами собой, если бы не предприняли этой самоубийственной попытки.

    Главнокомандующий японским флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на благополучный исход, при этом он полагал, что если ее не проводить, корабли больше никогда не выйдут в море. Еще больше скепсиса было у вице-адмирала Сейнчи Ито, который должен был возглавить эскадру. Его аргументами против самоубийственного похода были: отсутствие прикрытия истребителей, большое превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже о самолетах, запоздание самой операции – высадка основных сил американского десанта на Окинаву была завершена. Однако все доводы вице-адмирала были отвергнуты.

    Самый мощный корабль японского флота должен был сыграть роль приманки. Для того чтобы максимально продлить его последний поход, ему была придана свита из 9 кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» – массированной атаки летчиков-камикадзе на американский флот в месте высадки десанта. Именно с этой операцией японское командование связывало свои основные надежды.

    7 апреля 1945 года японский "Ямато" и его эскорт подверглись атакам американских палубных самолётов, в налете участвовало 227 машин. Линкор вышел из строя, получив до 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб. В 14.23 по местному времени из-за смещения 460-мм снарядов от крена произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего "Ямато" затонул. Спасти удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. Потери американцев составили 10 самолётов и 12 лётчиков.

    Мощность взрыва была такова, что его отблеск видели на кораблях американской эскадры, находящейся в нескольких десятках миль от места боя. Столб дыма поднялся на высоту в 6 км и напоминал по форме ядерный взрыв, высота пламени достигла 2 км.

    Взрыв "Ямато"

    Вплоть до самого конца войны американцы плохо себе представляли характеристики "Ямато". Вот например предполагаемая схема "Ямато", нарисованная флотской разведкой летом 1944

    После битвы в заливе Лейте в 1944 и массы фотографий потопления "Мусаси" -- систершипа "Ямато" -- американцы все еще думали что на "Ямато" стоят 406-мм орудия, вместо имевшихся в реальности 460-мм. И даже после потопления уже самого "Ямато", все еще считалось считалось что его водоизмещение составляет где-то сорок тысяч тонн, вместо реальных шестидесяти пяти тысяч тонн стандартного водоизмещения к середине 1944.

    Газетная заметка о потоплении корабля от июня 1945:

    Правда вскрылась уже после капитуляции Японии. Тут секретность сыграла против японцев: знай американцы о реальных характеристиках Ямато, они с куда большей опаской планировали бы некоторые свои операции. Из эволюции ПВО на "Ямато" очень хорошо проглядываются реалии морских сражений Второй мировой, и то как это соотносилось с довоенными ожиданиями конструкторов кораблей.

    Количество различных орудий и пулеметов ПВО на корабле:

    Декабрь 1941 127-мм - 12 шт; 25-мм - 24 шт; 13-мм - 4 шт.
    Осень 1943 127-мм - 12 шт; 25-мм - 36 шт; 13-мм - 4 шт.
    Февраль 1944 127-мм - 24 шт; 25-мм - 36 шт; 13-мм - 4 шт.
    Май 1944 127-мм - 24 шт; 25-мм - 98 шт; 13-мм - 4 шт.
    Июль 1944 127-мм - 24 шт; 25-мм - 113 шт; 13-мм - 4 шт.
    Апрель 1945 127-мм - 24 шт; 25-мм - 150 шт; 13-мм - 4 шт.

    Вот так корабль выглядел к апрелю 1945. Эдакий ощетинившийся стволами орудий ПВО ежик. Правда в его последний поход это всё ему не особо помогло.

    На самом деле орудия "Ямато" при чудовищном калибре в 460-мм, по бронепробиваемости ненамного превосходили орудия американского линкора "Айова" калибра 406-мм.
    Вес бронебойного снаряда орудия "Ямато" 1460 кг, "Айовы" 1225 кг.
    Начальная скорость снаряда на "срезе" ствола 780 и 762 м/с соответственно.
    На дистанции 0 метров бронепробиваемость снаряда орудия "Ямато" 865 мм, у снаряда пушки "Айовы" - 829 мм.
    Дистанция 20 000 м 495 и 441 мм соответственно.
    Дистанция 32 000 м 361 и 330 мм соответственно.

    Было сделано два выстрела под прямым углом -- угол такой был выбран потому что с учетом наклона лобовых плит башен на ЛК типа "Ямато" при артиллерийской дуэли на больших дистанциях снаряды противника (американского ЛК) падали бы на них именно под углами, близкими к прямым. Для плит, ориентированных иным образом, углы встречи снаряда с броней разумеется получались бы менее выгодными для пробития. Следует учесть, однако, что и толщины этих плит были существенно меньшими.

    Первый выстрел был произведен 16 октября 1946 года. Снаряд поразил плиту под прямым углом со скоростью 607.2 м/с. Плита была пробита насквозь и раскололась по месту попадания, дав множество осколков, трещин и областей расслоения в районе попадания. Сам снаряд, вероятно, существенных повреждений не получил: пробив плиту и вылетев с задней стороны, он по-прежнему имел значительную скорость и улетел в реку Потомак, где и утонул. Верхняя часть той плиты, расколотой в результате этого выстрела, сейчас стоит в U.S. Navy Memorial Museum на территории Washington Navy Yard.


    Второй тест был произведен 23 октября 1946 года. Снаряд был выпущен с уменьшенной начальной скоростью и поразил плиту также под прямым углом со скоростью 502.3 м/с. Пройдя в толще плиты 533.4 мм, снаряд застрял в ней; тем не менее плита была пробита насквозь (оставшаяся доля толщины была "выбита" с задней стороны плиты). Сам снаряд остался практически неповрежденным - был лишь уничтожен его аэродинамический наконечник и смят бронебойный колпачок (как и всегда при попаданиях). В районе попадания, как и при первом тесте, плита треснула по месту удара и дала множество мелких трещин и областей расслоения.

    П.С. В корабликах я не очень разбираюсь, так что... Но мне показалось инетересным


    «Ямато» под воздушными атаками Дата -7 апреля Место Тихий океан, между островом Кюсю и островами Рюкю. Итог Полная победа США Противники

    США США

    Японская империя Японская империя

    Командующие Потери Медиафайлы на Викискладе

    Операция Тэн-Го (яп . кюдзитай 天號作戰 , синдзитай 天号作戦 Тэн-го: сакусэн ), более известная в русскоязычной литературе как Последний поход «Ямато» , - японская морская операция во время Второй мировой войны, часть войны на Тихом океане, состоялась -7 апреля 1945 года . Представляла собой самоубийственный выход небольшой эскадры во главе с самым большим линкором в мире - «Ямато ». Цель операции - уничтожение совместно с боевыми вылетами камикадзе американских сил, производящих высадку на Окинаве. Предполагалось отвлечение палубной авиации американцев на соединение «Ямато», в то время как камикадзе беспрепятственно проводили бы атаки. В случае успешного прорыва эскадры к плацдарму предполагалось затопить «Ямато» на отмели и использовать в дальнейшем как плавучую батарею, поскольку топлива, выделенного на проведение операции, хватало только на путь в один конец.

    Реализация операции «Тэн-го»

    Взрыв «Ямато».

    В 9.18 утра 3 апреля 1945 г 2-й флот, базировавшийся в Куре , получил приказ главнокомандующего Объединённого флота - адмирала Тоёда о начале операции «Тэн-ити-го» («Небеса-1»). Командующий 2-м флотом Ито решил лично участвовать в бою на борту «Ямато», хотя очень скептически относился к подобной операции (воздушное прикрытие кораблей отсутствовало, соединение было обречено на неминуемую гибель). Однако руководство решило пожертвовать остатками флота, так как иначе он всё равно бы достался врагу.

    В качестве эскорта «Ямато» были выделены лёгкий крейсер «Яхаги» и 8 эсминцев: «Асасимо», «Фуюцуки», «Судзуцуки», «Хамакадзэ», «Исокадзэ», «Юкикадзэ», «Касуми», «Хатсусимо». В распоряжении японцев были и другие боеспособные корабли, но им не хватало горючего.

    Выход в море состоялся в 15:20 6 апреля 1945 в более чем гнетущей обстановке. Американская подлодка следила за соединением и непрерывно передавала сведения о нём; на рассвете 7 апреля к ней присоединились две летающих лодки «Маринер». В 12:32 первая волна (227 американских авианосных самолётов) вышла в атаку на соединение Ито, вторая (57 самолётов) в 12:45 и третья (110 самолётов) в 13:33 довершили разгром. «Ямато», потерявший главный пост борьбы за живучесть, получив примерно 10 торпед и 13 авиабомб, начал медленно крениться и в 14:23, когда крен на левый борт достиг 80°, произошёл взрыв артиллерийских погребов башни