Оптимизация территориальных налоговых органов в году. Оптимизация налогообложения с учетом изменений налогового кодекса рф

Любая компания стремится оптимизировать налоговые отчисления. Чтобы cделать это с минимальными рисками, нужно хорошо знать основы налогового законодательства и принимать во внимание все его изменения. В связи с этим рассмотрим изменения 2015-2016 гг. в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ), которые касаются налога на доходы физических лиц, страховых взносов во внебюджетные фонды, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

НДФЛ можно назвать одним из основных налогов, за счет которого пополняется федеральный бюджет. Большинство изменений в 2016 г. внесено законодателями именно по этому налогу. Изменения коснулись сроков уплаты налога, сдачи отчетности, увеличения размера налоговых вычетов и др.

Сроки уплаты

Работодатель, выплачивающий заработную плату своим сотрудникам и удерживающий НДФЛ с их доходов, является налоговым агентом по перечислению НДФЛ в бюджет и подаче сведений по данному налогу в налоговую инспекцию. Он несет ответственность за полноту и правильность представленных сведений, своевременность уплаты налога.

Удержанный НДФЛ должен быть перечислен не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода сотруднику (заработной платы, премии, иных доходов, предусмотренных действующей на предприятии системой оплаты труда). Это общее правило установлено в п. 6 ст. 226 НК РФ. Исключение касается отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). Удержанный с них НДФЛ нужно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

До 01.01.2016 дата перечисления НДФЛ в бюджет зависела от разных факторов. Например, от дня получения организацией средств в банке, перевода зарплаты с расчетного счета организации на банковскую карточку сотрудника или фактического получения дохода работником.

Вопрос о том, в какой момент должен быть перечислен НДФЛ, удержанный с отпускных, являлся спорным. Компетентные органы и суды (в том числе Президиум ВАС РФ) считали, что в данном случае налог перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода (даты перечисления средств на счет налогоплательщика или на счета третьих лиц по его поручению).

Сдача отчетности

С 01.01.2016 работодатели помимо справок 2-НДФЛ должны ежеквартально сдавать расчет по форме 6-НДФЛ . Приказ ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450 с новой формой прошел регистрацию в Минюсте.

В указанном расчете отражается обобщенная информация по всем работникам: суммы начисленных и выплаченных им доходов, предоставленные вычеты, исчисленные и удержанные суммы налога, а также другие данные, которые нужны для определения суммы НДФЛ.

Налоговые агенты обязаны в течение месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами, подавать в инспекцию расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Расчет за год подается не позднее 1 апреля следующего года .

При определении инспекции, куда необходимо представить сведения о расчетах по НДФЛ, российские организации, имеющие обособленные подразделения, а также налоговые агенты, которые отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, должны учитывать специальные положения.

Отчитаться по НДФЛ за работников обособленного подразделения нужно по месту его нахождения. Это правило применяют российские организации, имеющие обособленные подразделения, при подаче расчета по НДФЛ и сведений о доходах физических лиц (абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ). До 01.01.2016 не было единой позиции по вопросу о месте подачи справок по форме 2-НДФЛ в отношении работников обособленных подразделений.

С 01.01.2016 справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ можно сдавать на бумажном носителе, если численность работников не превышает 25 человек. Раньше лимит по 2-НДФЛ составлял 10 человек.

Если налоговый агент вовремя не сдал новый расчет по форме 6-НДФЛ, ему грозят штрафные санкции со стороны налоговой инспекции в размере 1000 руб . за каждый полный или неполный месяц просрочки НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). Если опоздание превысило 10 дней, ИФНС заблокирует счета организации.

За каждый поданный в налоговый орган документ с недостоверными сведениями организация заплатит 500 руб . Освобождение от ответственности возможно, если налоговый агент представил уточненные документы в инспекцию до того, как узнал, что она обнаружила недостоверность поданных сведений (ст. 126.1 НК РФ).

Вычеты по НДФЛ в 2016 году

Стандартные вычеты на детей

В 2016 г. вычет на ребенка будут предоставлять, пока доход работника не превысит 350 тыс . руб . Начиная с месяца, в котором доход сотрудника, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13 %, превысит сумму в 350 тыс. руб., стандартный вычет на ребенка не предоставляется. В 2015 г. лимит составлял 280 тыс. руб.

Увеличился размер вычета на ребенка-инвалида . С 2016 г. величина такого вычета будет зависеть от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида. Родитель, усыновитель, жена или муж родителя смогут получить 12 тыс . руб ., а приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6 тыс . руб . Ранее этот вычет составлял 3000 руб.

Новые размеры применяются и в отношении вычетов на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также учащихся по очной форме, аспирантов, ординаторов, интернов, студентов в возрасте до 24 лет, если они являются инвалидами I или II группы.

Социальные налоговые вычеты

Работодатель предоставляет социальные вычеты на обучение и лечение по заявлению сотрудника. Кроме письменного заявления, сотрудник должен подать работодателю подтверждение права на получение социальных вычетов, выданное налоговой инспекцией. Вычеты на лечение и обучение организация предоставляет, начиная с месяца обращения работника (п. 2 ст. 219 НК РФ). Ранее такие вычеты предоставлялись по окончании налогового периода.

Уплата НДФЛ с продажи недвижимости

НДФЛ не уплачивается, если до момента продажи недвижимость была в собственности не менее пяти лет . Для освобождения от НДФЛ минимальный срок владения недвижимостью может составлять не пять лет, а три года (ст. 217.1 НК РФ). Это правомерно, например, при продаже квартиры, которая получена в дар от члена семьи, по наследству или в порядке приватизации.

Для случая, когда доход от продажи недвижимости меньше 70 % кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены специальные положения. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70 % кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату.

Следует отметить, что субъекты РФ в законодательном порядке могут уменьшить установленный НК РФ пятилетний срок владения недвижимостью. Также они вправе снижать процентную величину кадастровой стоимости объекта, с которой сравнивается полученный продавцом доход в целях обложения НДФЛ.

Положения ст. 217.1 НК РФ будут применяться в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 01.01.2016 . Как и действующие, новые правила не будут распространяться на недвижимость, которая непосредственно использовалась в предпринимательской деятельности.

Ранее доход, полученный физлицом-резидентом от продажи недвижимости на территории РФ, не облагался НДФЛ, если до момента реализации недвижимость была в его собственности не менее 3 лет.

Сроки удержания НДФЛ

Уточнены сроки, когда считается полученным доход, облагаемый НДФЛ. Например, доход сотрудника, который увольняется, считается полученным в последний рабочий день (новая редакция ст. 223 НК РФ).

Признание дохода по командировке зависит от утверждения авансового отчета по командировке. Датой получения дохода при расчете НДФЛ считается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ). Раньше особые правила признания для этого вида дохода не предусматривались, но было разъяснено, что сумму дохода определяют в момент утверждения отчета.

Доход по материальной выгоде , полученной от экономии на процентах по кредитам и займам , будет признаваться на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. До 01.01.2016 для расчета размера материальной выгоды по займам (кредитам) необходимо было знать дату уплаты процентов (подп. 1 п. 2 ст. 212, подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Увеличился срок для сообщения налоговым агентом в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ. Информацию с указанием суммы дохода, с которого не удержан налог, и размера неудержанного НДФЛ необходимо представлять не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ). До 01.01.2016 эти сведения подавались в течение месяца после окончания года.

О неудержанном НДФЛ надо отчитываться по форме 2-НДФЛ . Причем налоговики требуют, чтобы о неудержанном налоге компании отчитывались дважды. Сначала не позднее 1 марта, а затем еще раз вместе с 2-НДФЛ по удержанному налогу — не позднее 1 апреля.

При выходе участника из ООО облагаемый НДФЛ доход можно уменьшить на сумму расходов . Затраты, связанные с приобретением имущественных прав, также учитываются, когда уменьшается номинальная стоимость доли в уставном капитале или участнику при ликвидации общества передается имущество (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). До 01.01.2016 вопрос об учете расходов в таких случаях являлся спорным.

Представим перечисленные выше изменения НДФЛ 2016 г. и положения, которые действовали ранее, в табличном варианте (табл. 1).

Таблица 1. Изменения НДФЛ 2016 г.

Что изменилось в 2016 г.

Формулировка в новой редакции

Как было раньше

Закон, которым внесено изменение

Сроки уплаты НДФЛ (за исключением отпускных и пособий по временной нетрудоспособности)

Перечислить НДФЛ в бюджет не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода сотруднику

Было указано, что перечисление НДФЛ в бюджет зависит от разных факторов (без конкретизации)

Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон № 113-ФЗ)

Сроки уплаты НДФЛ по отпускным и пособиям по временной нетрудоспособности

НДФЛ нужно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором выплачены отпускные и пособия

Вопрос являлся спорным. Компетентные органы считали, что НДФЛ перечисляется не позднее дня фактического получения в банке денег для выплаты дохода или даты перечисления средств на счет работника

Федеральный закон № 113-ФЗ

Новый расчет по форме 6-НДФЛ и сроки его сдачи. В этот расчет включаются данные об удержанном налоге по всем работникам

Сдается в электронной форме ежеквартально, за год подается не позднее 1 апреля следующего года. Если численность сотрудников не превышает 25 человек, можно сдавать на бумажном носителе

Расчета по форме 6-НДФЛ не было. Лимит по 2-НДФЛ для сдачи на бумажном носителе составлял 10 человек

Федеральный закон № 113-ФЗ

Место подачи отчетности по НДФЛ для организаций, имеющих обособленные подразделения

За работников обособленного подразделения сведения подаются по месту регистрации обособленного подразделения

Не было конкретики в отношении подачи справок по форме 2-НДФЛ

Федеральный закон № 113-ФЗ

Налоговые санкции за несвоевременное представление новых расчетов по форме 6-НДФЛ

Взыскание штрафа в размере 1000 руб., за опоздание с подачей в течение 10 дней — приостановление операций по счетам

Федеральный закон № 113-ФЗ

Налоговые санкции за представление недостоверных сведений

За недостоверность данных — 500 руб. за каждый документ

Вопрос о взыскании штрафа за подачу недостоверных справок 2-НДФЛ был спорным

Федеральный закон № 113-ФЗ

Стандартный налоговый вычет на ребенка, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13 %

Будут предоставлять, если размер дохода не превысит 350 тыс. руб. в год

Предоставлялся, если размер дохода не превышал 280 тыс. руб. в год

Федеральный закон от 23.11.2015 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 317-ФЗ)

Налоговый вычет на ребенка-инвалида

Величина зависит от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида: родитель, усыновитель, жена или муж родителя получат 12 000 руб., приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6000 руб.

Величина налогового вычета — 3000 руб.

Федеральный закон № 317-ФЗ

Признание доходов, облагаемых НДФЛ, по командировкам

Датой получения дохода считается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки

Федеральный закон от № 113-ФЗ

Признание доходов по выплатам при увольнении

Доход считается полученным в последний рабочий день

Признание дохода не было конкретизировано

Федеральный закон № 113-ФЗ

Признание дохода по материальной выгоде, полученной от экономии на процентах по кредитам и займам

Доход признается на последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства

Доход признается на дату уплаты процентов

Федеральный закон № 113-ФЗ

Социальные вычеты на лечение и обучение

Предоставляются организацией по заявлению сотрудника при их документальном подтверждении налоговой инспекцией

Предоставляются налоговой инспекцией по окончании налогового периода при документальном подтверждении

Федеральный закон от 06.04.2015 № 85-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций“»

Срок подачи сообщения в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДФЛ

Сведения представлять по форме 2-НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Сведения подавались по форме 2-НДФЛ в течение месяца после окончания года

Федеральный закон № 113-ФЗ

Облагаемый НДФЛ доход при выходе участника из ООО

Облагаемый НДФЛ доход уменьшается на сумму расходов

Вопрос об учете расходов в целях налогообложения НДФЛ в таких случаях являлся спорным

Федеральный закон от 08.06.2015 № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

НДФЛ не уплачивается с продажи недвижимости

Если до продажи недвижимость была в собственности не менее пяти лет

Минимальный срок нахождения объекта в собственности составляет три года. При этом не важно, каким образом данный объект получен

Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 382-ФЗ)

НДФЛ не уплачивается с продажи имущества: полученного по договору дарения членом семьи или близким родственником, в результате приватизации, плательщиком ренты по договору пожизненного содержания с иждивением

Если до продажи недвижимость была в собственности не менее трех лет

Минимальный срок нахождения объекта в собственности составляет три года

Федеральный закон № 382-ФЗ

Уплата НДФЛ с продажи недвижимости, когда доход от продажи меньше ее кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на недвижимость

Доходом по НДФЛ облагается 70 % кадастровой стоимости недвижимости на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на эту недвижимость

Федеральный закон № 382-ФЗ

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов устанавливается Правительством РФ. База для начисления страховых взносов ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в России.

Коэффициенты индексации , установленные с 01.01.2016:

  • 1,072 — для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);
  • 1,8 — для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ (ПФР).

С 01.01.2016 согласно Постановлению Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.» предельная величина доходов для начисления cтраховых взносов составляет:

  • в ФСС РФ — 718 000 руб .;
  • в ПФР — 796 000 руб .

В 2016 г. ставки страховых взносов останутся на прежнем уровне. Размеры взносов в фонды на общих основаниях представлены в табл. 2.

Таблица 2. Размеры взносов в фонды на общих основаниях за 2015-2016 гг.

Фонд

Процент отчислений от ФОТ

Предельный уровень дохода, руб.

Отчисления на доход выше предельного уровня доходов

Примечание

2015 г.

2016 г.

ФСС (от несчастных случаев)

Отсутствует

Отсутствует

Взносы начисляются на любую сумму зарплаты

Отсутствует

Отсутствует

Облагаются все выплаты

Взносы в ПФР уплачиваются до достижения предельной базы по взносам по ставке 22 %. Заработная плата сверх лимитас облагается пенсионными взносами по ставке 10 % (подп. 1 п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее — Федеральный закон № 212-ФЗ).

Взносы в Фонд социального страхования уплачиваются до достижения зарплаты предельной базы по ставке 2,9 % . Зарплата сверх лимита взносами в ФСС не облагается (подп. 2 п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).

Для взносов на травматизм предельная база для начисления не предусмотрена (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

По взносам в ФФОМС лимит отменен с 01.01.2015 (Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.»). Медицинскими взносами по ставке 5,1 % облагаются все выплаты в пользу работников без ограничений (подп. 3 п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).

ПРИМЕР 1

За 2015 г. облагаемый страховыми взносами доход старшего менеджера составил 715 000 руб. Рассчитаем размер страховых взносов, которые должны быть начислены на его доход и уплачены во внебюджетные фонды:

  • ПФР :

711 000 руб. × 22 % + (715 000 руб. - 711 000 руб.) × 10 % = 156 420 руб. + 400 руб. = 156 820 руб.;

  • ФСС РФ :

670 000 руб. × 1,8 % = 12 060 руб.;

  • ФСС (от несчастных случаев ):

715 000 руб. × 1,2 % = 8580 руб.;

  • ФФОМС :

715 000 руб. × 5,1 % = 36 465 руб.

Итого в 2015 г. начислено 213 925 руб . страховых взносов, подлежащих уплате во внебюджетные фонды.

С 01.01.2015 единую отчетность необходимо представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально:

  • в бумажном виде — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
  • в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Отчетность по НДС

С 01.01.2015 срок представления декларации по НДС и сроки уплаты этого налога перенесены с 20-го на 25-е число (ст. 174 НК РФ). Остается в силе обязанность представлять декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи . Декларация, представленная на бумажном носителе, не считается поданной.

Теперь в декларации по НДС при ее подаче отражаются данные из книг покупок и продаж. В связи с этим каждая организация во избежание налоговых рисков должна уделять особое внимание наличию подтверждающих документов (счетов-фактур), их верному заполнению, а также надежности контрагентов. Налоговая инспекция может проверить всех контрагентов, участвующих в сделке. Налоговики оставляют за собой право для доначисления налоговых сумм в ходе камеральной проверки. Такую проверку они могут провести сразу после сдачи отчетности.

Период принятия НДС к вычету

До 01.01.2015 специалисты налогового и финансового ведомств настаивали, что принять НДС к вычету можно только в том квартале, в котором право на этот вычет возникло. Переносить вычет полностью или частично на следующие налоговые периоды запрещалось. В противном случае, по мнению контролеров, НДС к уплате в бюджет будет искажен.

Если, например, организация по ошибке не применила вычет в том квартале, в котором для этого возникли все основания, и обнаружила ошибку уже после сдачи декларации по НДС за этот квартал, ей нужно было подавать уточненную декларацию.

С 01.01.2015 вопрос переноса вычетов по НДС перестал быть спорным. Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ дополнил ст. 172 НК РФ новым п. 1.1. В соответствии с ним покупатель (заказчик) вправе принять к вычету предъявленную ему сумму НДС в течение трех лет после того, как товары (работы, услуги) были приняты к учету. Другими словами, если компания выполнила все условия для вычета «входного» НДС в текущем квартале, то заявлять право на зачет налога по итогам именно этого налогового периода совсем не обязательно. Вычет можно перенести на более поздние кварталы. Главное, чтобы они находились в рамках трехлетнего временного интервала.

После принятия п. 1.1 ст. 172 НК РФ организация может ежеквартально оптимизировать перечисление НДС в бюджет вычетами по НДС. Для организации такое нововведение удобно.

Особенности применения вычетов

Вычет по опоздавшим счетам-фактурам

С 01.01.2015 действуют выгодные правила для вычетов НДС по опоздавшим счетам-фактурам. Если счет-фактура пришел после окончания отчетного квартала, но до срока сдачи декларации, у компании есть выбор :

1) заявить вычет в декларации за тот квартал, в котором компания приняла на учет товары, работы или услуги по этому счету-фактуре (п. 1.1 ст. 172 НК РФ);

2) включить вычет в декларацию за тот квартал, в котором получен счет-фактура, либо в любом следующем периоде в пределах трехлетнего срока.

Раньше чиновники разъясняли, что вычет НДС можно заявить исключительно в том квартале, в котором поступил счет-фактура (письмо Минфина России от 09.07.2013 № 03-07-11/26592 «О применении счетов-фактур для вычетов по НДС»).

ПРИМЕР 2

Поставщик отгрузил товары в июне 2015 г. В этом же месяце покупатель принял товары на учет. Счет-фактуру покупатель получил 20.07.2015. Срок сдачи декларации за второй квартал 2015 г. — не позднее 27 июля. Значит, вычет по счету-фактуре можно отразить в книге покупок за второй или третий квартал или перенести вычет НДС на следующие периоды в пределах трех лет.

Как поясняют в Минфине России, новое правило можно применять и в ситуации, если счет-фактура не только получен, но и выставлен после окончания отчетного квартала. Например, поставщик в первых числах июля оформил счет-фактуру на услуги, оказанные в июне. В этом случае покупатель тоже может заявить вычет НДС в декларации за второй квартал.

Вычет по частям

Предъявлять НДС к вычету можно частями в различных налоговых периодах в течение трех лет после принятия товара на учет (за исключением нематериальных активов, основных средств, оборудования к установке).

Важная деталь: вычет частями компания заявляет на основании одного и того же счета-фактуры.

Минфин России не возражает против частичного предъявления НДС к вычету (письмо от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263 « О принятии к вычету налога на добавленную стоимость на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услуг)»).

Налоговики считают, что вычеты по основным средствам, оборудованию к установке или нематериальным активам нужно применять в полном объеме после принятия таких объектов на учет. То есть частями заявлять по ним вычет нельзя. Это отмечено в указанном выше письме Минфина России № 03-07-РЗ/28263.

Вычеты, которые нельзя перенести

Вычет НДС с аванса переносить на другие кварталы не следует. Ведь новое правило распространяется только на приобретенные товары, работы, услуги, имущественные права. А налог с аванса компании принимают к вычету на основании других норм. То есть это иные вычеты. На это обращено внимание в письме Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20290 «О сроках принятия НДС к вычету» .

Обеим сторонам безопаснее заявлять вычеты авансового НДС в установленные сроки:

  • поставщику — на дату отгрузки товаров (п. 6 ст. 172 НК РФ);
  • покупателю — в период уплаты аванса при наличии соответствующих документов и договора, предусматривающего перечисление данных сумм (п. 9 ст 172 НК Р).

Есть и другие ситуации, когда вычеты лучше не переносить. В их числе вычет при возврате аванса, вычет налога, уплаченного налоговым агентом, например, при аренде муниципальной собственности, и др. Право заявлять их в течение трех лет НК РФ не установлено, поэтому эти вычеты нужно применить в том квартале, когда на них возникло право (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20290). Наиболее распространенные виды таких вычетов приведены в табл. 3.

Таблица 3. Вычеты НДС, перенос которых не предусмотрен

Виды вычетов

Период применения вычета

Вычет по строительно-монтажным работам для собственного потребления

На дату начисления налога, то есть на последнее число каждого квартала (п. 5 ст. 172 НК РФ)

Вычет по командировочным расходам

На дату, когда утвержден авансовый отчет (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137)

Вычет с возвращенного покупателю аванса

На дату возврата аванса покупателю

Вычет у налогового агента

В квартале, в котором компания уплатила налог в бюджет при условии, что приобретенные товары, работы или услуги приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ)

Вычет НДС по расходам, нормируемым для целей исчисления налога на прибыль

Утратил силу абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ, который ставил в зависимость вычет предъявленного НДС от суммы признанных расходов. С 01.01.2015 компании могут без риска споров с налоговиками полностью принимать к вычету НДС по рекламным расходам, а также любым другим нормируемым затратам, за исключением представительских.

По новым правилам вычеты можно заявить по представительским и командировочным затратам, которые компания учитывает при расчете налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ). Следовательно, в отношении сверхлимитных представительских расходов вычет по-прежнему заявить нельзя. Что касается командировочных расходов, то сейчас все командировочные расходы можно учесть при расчете налога на прибыль.

Счета-фактуры по представительским расходам нужно регистрировать в книге покупок по итогам каждого квартала после того, как компания определит сумму расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль в расчетном периоде. Регистрировать счета-фактуры в книге покупок по мере их поступления в данном случае нецелесообразно. Если в каком-то из периодов сумма расходов превысит норматив, компания не вправе заявить вычеты НДС в полном размере. Следовательно, понадобится исправлять книгу покупок.

К СВЕДЕНИЮ

Вычеты НДС, которые у организации не вписываются в лимит за один квартал, можно дозаявить в следующем квартале, если позволяет норматив расходов. При регистрации дозаявленного вычета в книге покупок нужно зарегистрировать тот же счет-фактуру, по которому компания заявляла вычет с представительских расходов в предыдущем квартале.

Сумму дополнительного вычета надо зафиксировать в бухгалтерской справке-расчете. Кроме того, компания не вправе включать эту сумму НДС в расходы при расчете налога на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Подтверждение НДС при нулевой ставке

С 01.01.2016 изменения коснулись подтверждения нулевой ставки НДС. Изменения внесены Федеральным законом от 23.11.2015 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Они имеют отношение к компаниям, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность .

С 01.01.2016 для подтверждения нулевой ставки НДС контрактом признается один документ или комплект документов.

ЭТО ВАЖНО

Согласно положениям п. 19 ст. 165 НК РФ контракт может состоять из одного документа, подписанного сторонами, или из нескольких документов, свидетельствующих о том, что участники достигли соглашения по всем существенным условиям сделки. Если представляется комплект документов, в нем должны быть сведения о предмете, участниках и условиях сделки (в том числе о цене сделки и сроках ее исполнения).

До 01.01.2016 в НК РФ не было указано, каким может быть контракт для подтверждения нулевой ставки НДС. Минфин считает, что контракт должен быть заключен в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Ведомство ссылается на положения о форме договора и акцептовании. Вероятно, оно допускает, что налогоплательщик вправе представить контракт и как единый документ, и как ряд документов. Суды такой подход поддерживают.

НДС и посреднические сделки

Многие компании оптимизацию налогообложения по НДС видят в посреднических сделках. В таких сделках посредник платит налоги не со всей суммы сделки, а только с ее части (со своего комиссионного вознаграждения).

Посредническая деятельность — это предпринимательская деятельность, осуществляемая в интересах другого лица. Компании, занимающиеся посреднической деятельностью, очень часто применяют упрощенную систему налогообложения, то есть от уплаты НДС они освобождены и поэтому не должны выставлять счета-фактуры. Однако не следует забывать, что обязанность составления счетов-фактур, ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур с 01.01.2015 установлена не только для плательщиков НДС. Организации, освобожденные от уплаты НДС и осуществляющие свою деятельность на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) от имени комиссионера (агента), должны выставлять счета-фактуры покупателям и (или) получать счета-фактуры от поставщиков, а также вести журнал регистрации выставленных и полученных счетов-фактур.

Формы и правила ведения (заполнения) документов, применяемых налогоплательщиками при расчетах по налогу на добавленную стоимость в посреднической деятельности, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Рассмотрим основные моменты, касающиеся выставления счетов-фактур посредниками и комитентами:

  1. Выставление счетов-фактур посредниками .

Комиссионеры выписывают покупателям отгрузочные документы и выставляют им счета-фактуры от своего имени. Выставленные счета-фактуры регистрируются комиссионером только в журнале выставленных счетов-фактур. При этом у комитента датой отгрузки товаров (работ, услуг) признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного комиссионером на покупателя.

Получив предварительную оплату от покупателя товара, работ или услуг, посредник (комиссионер, агент) выставляет покупателю «авансовый» счет-фактуру, в котором в качестве продавца указывает себя (посредника). Отражать «авансовый» счет-фактуру в книге продаж не надо. Указанный документ посредник регистрирует в журнале выставленных счетов-фактур.

  1. Выставление счетов-фактур комитентами .

Комитенты (принципалы) выдают комиссионеру (агенту) счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателю. Эти счета-фактуры регистрируются комитентом в книге продаж. При этом обязанность по предоставлению комиссионером комитенту заверенных копий счетов-фактур, выставленных комиссионером в адрес покупателя, законодательством не установлена (письмо Минфина России от 15.05.2012 № 03-07-09/51).

Если комиссионер при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставил двум и более покупателям счета-фактуры от одной даты, комитент вправе перевыставить комиссионеру один «сводный» счет-фактуру (Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 № 1279 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137»).

Налоговая база по НДС у комитента (принципала ) определяется исходя из фактической цены реализации товаров (п. 1 ст. 154 НК РФ) без уменьшения на причитающиеся комиссионеру вознаграждение и часть выгоды, полученной дополнительно. Моментом определения налоговой базы у комитента является наиболее ранняя из дат :

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Предоплату по договору комиссии, поступающую от покупателя, комитент включает в налоговую базу независимо от того, на чей счет она перечислена — самого комитента или комиссионера.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Изменения по налогу на прибыль внесены Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)“». Эти изменения в основном улучшают положения налогоплательщика . Расскажем, каким образом это происходит.

С 01.01.2016 увеличен лимит минимальной первоначальной стоимости основного средства. Он стал равен 100 000 руб . (раньше был 40 000 руб.). Такое изменение внесено в п. 1 ст. 256 НК РФ. Эти правила применимы к амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию начиная с 01.01.2016. Теперь расходы в сумме, не превышающей 100 000 руб. по приобретаемому компанией имуществу, которое предполагается использовать в производственных целях, можно сразу учитывать при расчете налога на прибыль.

Увелич и лось число компаний, которые имеют право платить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль . Авансовые квартальные платежи для организаций намного выгоднее, чем ежемесячные: не нужно забирать денежные средства, необходимые для осуществления коммерческой деятельности, и платить их в бюджет каждый месяц. Платеж в бюджет осуществляется ежеквартально. У организации не будет переплаты по авансовым платежам налога на прибыль в течение года, так как квартальные авансовые платежи рассчитываются от фактической прибыли текущего месяца, а не предыдущего.

С 2016 г. отказаться от ежемесячных авансовых платежей могут организации, у которых выручка за последние четыре квартала не превысила в среднем за каждый квартал 15 млн руб. (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НА ЗАМЕТКУ

Авансовые платежи следует перечислить не позднее 28 календарных дней с даты окончания отчетного периода (28 апреля — за первый кварта, 28 июля — за полугодие, 28 октября — за 9 месяцев).

Можно оптимизировать налог на прибыль за счет модернизации или реконструкции полностью самортизированного основного средства . По мнению Минфина, затраты на проведение модернизации ОС, которое было полностью самортизировано и остаточная стоимость которого равна нулю, увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Для расчета амортизации применяется та же норма, которая изначально установлена при введении основного средства в эксплуатацию.

Для оптимизации налогообложения можно применить амортизационную премию . Такая премия применима не только к расходам, связанным с приобретением основных средств, но и к расходам, которые понесены в случаях модернизации и реконструкции ОС. Размеры амортизационной премии:

  • не более 30 % затрат на капитальные вложения для 3-7-й амортизационных групп;
  • не более 10 % — для остальных амортизационных групп (1-й, 2-й, 8-й).

При осуществлении капитальных вложений в уже существующие основные средства амортизационная премия признается в расходах в месяце изменения их первоначальной стоимости, то есть в том месяце, когда капитальные вложения были завершены и введены в эксплуатацию, что подтверждено соответствующим документом (например, актом о приеме-сдаче реконструированных или модернизированных объектов основных средств).

ПРИМЕР 3

Организация в 2015 г. осуществила модернизацию основного средства, которое в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (в ред. от 06.07.2015), относится к четвертой амортизационной группе (срок полезного использования — свыше пяти лет до семи лет включительно).

на момент ввода в эксплуатацию (январь 2009 г.) составляла 450 000 руб . Срок полезного использования — 72 мес. Норма амортизации — 1,39 % (1 / 72 мес.).

Амортизация начислялась с февраля 2009 г. по сентябрь 2014 г. Таким образом, к моменту проведения модернизации основное средство было полностью самортизировано .

В апреле 2015 г. работы по модернизации основного средства закончены. Стоимость работ (без учета НДС) составила 300 000 руб .

С мая 2015 г. организация начнет учитывать для целей исчисления налога на прибыль затраты на модернизацию следующим образом.

Первоначальная стоимость основного средства после модернизации составляет 750 000 руб . (450 000 руб. + 300 000 руб.). Норма амортизации будет применяться та же, что и на момент ввода основного средства в эксплуатацию, — 1,39 %. Соответственно, сумма ежемесячной амортизации равна 10 425 руб. (750 000 руб. × 1,39 %).

Затраты на проведение модернизации будут списываться в течение 28 месяцев по 10 425 руб . (итого 291 900 руб.), в 29-й месяц будет списан остаток в размере 8100 руб . (300 000 руб. - 291 900 руб.).

Предположим, организация воспользовалась своим правом (п. 9 ст. 258 НК РФ) и применила амортизационную премию в отношении расходов (300 000 руб.), которые понесены при модернизации основного средства, в размере 30 % .

Амортизационная премия будет учтена в составе прочих расходов в апреле 2015 г. (в периоде, на который приходится дата изменения первоначальной стоимости). Размер амортизационной премии равен 90 000 руб . (300 000 руб. × 30 %).

Затраты на модернизацию для целей налогообложения будут учитываться следующим образом.

Первоначальная стоимость объекта после модернизации за вычетом амортизационной премии :

450 000 руб. + 300 000 руб. - 90 000 руб. = 660 000 руб .

Норма амортизации — 1,39 %.

Сумма ежемесячной амортизации :

660 000 руб. × 1,39 % = 9174 руб.

Затраты на проведение модернизации будут списываться в течение 32 месяцев по 9174 руб . (итого 293 568 руб.), в 33-м месяце будет списан остаток в размере 6432 руб . (300 000 руб. - 293 568 руб.).

На основные средства, находящиеся на модернизации (реконструкции) более 12 месяцев, амортизация не начисляется. Начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа следующего месяца.

  1. Знание НК РФ поможет оптимизировать налогообложение, построить грамотную систему учета и уплаты налогов, сэкономить денежные средства законным путем.
  2. Во избежание налоговых рисков оптимизация должна строиться не в разрез положениям НК РФ, а основываясь на них.
В ноябре 2014 года Федеральным законом N 376-ФЗ в Налоговый кодекс была введена глава 3.4. «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица». Принято считать, что с этого момента государство усилило курс на активную деофшоризацию, перекрывая этот способ скрытого владения бизнесом, оптимизации налогов и вывода денежных средств за границу.

По данным ЦБ в 2007 году в Россию частным сектором было ввезено (инвестировано) 87 млрд. долларов США и это был последний год, когда деньги в страну поступали из-за рубежа. Все следующие периоды деньги стабильно из страны уходили, рекордным оказался как раз 2014 года, когда отток капитала составил 152 млрд. долларов США.

Так как тенденцию на увеличение вывода капитала экономическими мерами изменить было уже не возможно, на помощь пришли меры административно-запретительные.

И надо сказать, меры подействовали: в 2015 году вывод капитала составил 52 млрд. долларов США, в 2016 г. - 19,8. Правда в первом квартале 2017 года, отток усилился и составил 17,5 млрд. долларов США. В противодействии тенденции Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ, банки были поделены на два вида: с универсальной и базовой лицензией, последние лишились возможности открывать валютные счета (об этом подробнее в главе Банковская реформа), поэтому с 2018 года количество банков, через которые возможны внешнеэкономические операции сократиться до 250-300, с одновременным усилением контроля ЦБ за их деятельностью.

Но ручной контроль вывода денежных средств без взаимодействия с иностранными государствами неэффективен, поэтому Минфином был разработан проект Федерального закона N 231414-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", предусматривающий обязанность участников международных групп компаний предоставлять в налоговые органы информацию о своем участии в группе (в том числе структуре владения), страновые сведения и иную финансовую информацию, в целях реализации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (даже несмотря на то, что вхождение России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в рамках которой и осуществляются «антиотмывочные» мероприятия приостановлено с 2014 года).

Законопроектом устанавливается порядок автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами, соответствующие полномочия и обязанности ФНС России. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года еще более повысив прозрачность владения КИК.

Есть ли смысл использовать КИК

При таком комплексном подходе в регулировании контролируемых иностранных компаний (в соответствии с матрицей налоговой оптимизации: законодательство, банки, автоматический контроль), для чего нужны КИК и имеет ли смысл их использовать?

1. КИК, при заключении внешнеэкономических контрактов позволяют пользоваться нормами иностранного права, иметь иностранную подсудность, в том числе обеспечивающую большую прозрачность принимаемых судебных решении.

2. КИК позволяет иметь «своего» импортера или экспортера, упрощая заключение внешнеэкономических контрактов, ведение первичных и таможенных документов.

3. Организации, зарегистрированные за рубежом, позволяют обеспечить значительно большую защиту от рейдерских захватов через незаконное внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о новых учредителях и генеральных директорах.

4. КИК позволяет осуществлять прикрытое владение бизнесом в РФ (в ЕГРЮЛ не будут содержаться сведения о физических лицах бенефициарах, а только об иностранной компании-собственнике, а в случае когда собственником иностранной компании в свою очередь выступает оффшор, при обстоятельствах указанных ниже, бенефициар вообще не будет известен ФНС).

5. КИК по-прежнему могут использоваться с целью оптимизации налогов, перераспределяя прибыль в низконалоговые юрисдикции. При этом контролируемая иностранная компания это не синоним оффшорной компании. КИК - любая иностранная компания, владельцем которой является российский резидент, оффшорная компания - это фактически та же КИК, но расположенная в оффшорной зоне, законодательство которой позволяет не раскрывать бенефициаров, упрощенно вести отчетность и либо вообще не платить налоги, либо платить их по ставкам, существенно меньшим, чем в неоффшорных зонах.

6. Но одно из основных предназначений КИК - защита активов бизнеса и его собственников. Несмотря на государственную пропаганду о незащищенности активов россиян на «загнивающем западе», сложно представить, что руководитель кипрского налогового органа позвонит председателю суда и порекомендует ему принять «правильное» решение о доначислении налогов не по праву, а по государственной необходимости, что для российской действительности абсолютная норма. То же касается различных форм принудительного изъятия объектов недвижимости для государственных нужд, например в интересах ФСО. При этом условием защищенности иностранных активов является возможность подтверждения их легального происхождения.

Что нужно для признания организации КИК

Для признания иностранной организации контролируемой необходимо одновременное соблюдение двух условий:

1) организация не является налоговым резидентом России;

2) контролирующим лицом организации или иностранной структуры без образования юридического лица является налоговый резидент России - физическое лицо и (или) организация, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов или более 50 процентов, при том, что доля каждого из таких лиц более 10 процентов.

По аналогии с положениями НК о взаимозависимых лицах, возможно признание контролирующим лицом и формально не подпадающих под условия владения вышеуказанными процентами долей, если оно оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения:

1. по распределению полученной после налогообложения прибыли (дохода) организации после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации;

2. участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией;

3. иных особенностей отношений между лицом и организацией (например, в следствии наличия контролируемой задолжности или фактического владения организацией через цепочку оффшоров).

Обязанность платить налог на прибыль в России

Но само по себе признание организации КИК вовсе не означает автоматическую обязанность платить налог на прибыль в России. Для освобождения от этой обязанности необходимо соблюсти условия перечисленные в ст. 25.13-1 НК РФ, из них наиболее распространенные:
  • эффективная ставка налогообложения прибыли иностранной организации (сумма налогов исчисленная по законодательству страны регистрации иностранной компании) составляет не менее 75% средневзвешенной ставки налога на прибыль (определяемой по законодательству РФ). Ставка по налогу на прибыль организаций в РФ составляет 20%, на доходы физических лиц - 13 ее средневзвешенная ставка - 15% и 9,75% соответственно.
Дальше сравниваем ставки иностранного государства с российскими, если они в РФ выше - освобождаемся от обязанности платить налог в России, если ниже - не освобождаемся, но не обязательно платим (об этом ниже). Например, корпоративный налог на прибыль на Кипре - 12,5%, что меньше средневзвешенной ставки в РФ 15%, значит автоматически от уплаты налога на прибыль в РФ организация не освобождается. В Испании - 30%, что означает освобождение от уплаты налога на прибыль КИК в РФ. При этом с иностранным государством, в котором зарегистрирована КИК у России должно быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Государства, не обеспечивающие обмен информацией о налогах указаны в Приказе ФНС от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527.

  • КИК является активной иностранной компанией - доля пассивных доходов (дивиденды, роялти, проценты от долговых обязательств и т.д.) не превышают 20%, при таких условиях, даже если эффективная ставка налогообложения меньше средневзвешенной, налог на прибыль в РФ не оплачивается.

Можно ли скрыть контроль?

А если контроль над иностранной компанией скрыть? Не позднее 20 марта, резиденты РФ должны уведомлять ФНС о своем участии в иностранных компаниях и о КИК, в которых они являются контролирующими лицами. Если такая информация не представлена, а ФНС о ней узнало, контролирующее лицо будет оштрафовано на 100 тысяч рублей за каждую организацию. За не предоставление информации о своем участии в иностранной организации штраф меньше - 50 тысяч рублей.

Если не включить в налоговую базу прибыль КИК, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога (но не менее 100 тыс. рублей) как для физических лиц так и для организаций.

К тому же возможность срыть владение КИК усложняется автоматическим обменом информацией ОЭСР о банковских счетах, без которых не возможна работа ни одной компании. Так в рамках многостороннего соглашения MCAA, банки обязаны идентифицировать бенефициаров счетов и выгружать эти сведения в базу данных, доступ к которой имеют полномочные органы всех государств, подписавшие соглашение (в РФ это ФНС): в отношении физических лиц - в независимости от размера остатков на расчетном счете, юридических лиц - в случае баланса выше 250 тыс. долларов США, при условии, что организация является пассивной (доля пассивных доходов превышает 50%).

Например, если организация с российским бенефициаром зарегистрирована на Бермудах, и имеет счет в Кипрском банке, последний передает сведения в кипрский и бермудский налоговые органы, при это если компания не является пассивной, информация о бенефициаре в Россию не передается. Аналогичная ситуация возникает в случае владения оффшором активной кипрской компанией, даже при том, что бенефициаром обеих организаций является российский резидент.

Если компания будет признана кипрским банком пассивной, информация о бенефициаре и счете будет дополнительно передана в Россию (начиная с сентября 2018 года в автоматическом порядке). Но в любом случае, как только деньги будут переведены со счета кипрской компании на счет валютного резидента РФ (в т.ч. бенефициара), ФНС об этом станет известно в автоматическом режиме, что необходимо учитывать при осуществлении инвестиций, например в зарубежную недвижимость.

Между тем, рядом государств и РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения и пониженных ставках налогов, например с Кипром - в отношении налогов на доходы и капитал, в соответствии с которым применяется пониженный налог на дивиденды в случае осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство, расположенное на Кипре:
- 5% если лицо вложило в капитал компании, выплачивающей дивиденды 100 тысяч евро;
- 10% - во всех остальных случаях.

Но налоговый рай в условиях дефицита национального бюджета существовать не может, поэтому появилось новое препятствие на пути к оптимизации через иностранные юрисдикции - под названием фактический получатель дохода (ст. 312 НК РФ). В письме Минфина 27.03.2015 г. № 03-08-05/16994 указано, что условием применения налоговой льготы на пассивный доход (установленной международным договором), является его получение только конечным бенефициаром, а для признания этого статуса необходимо не только наличие юридических оснований, но и возможность этого лица распоряжаться доходом.

При этом организация, выплачивающая дивиденды должна получить у иностранной организации следующие документы (вариация должной осмотрительности):

  • документы, подтверждающие у получателя пассивного дохода права распоряжаться дивидендами (справка аудитора, договор, подтверждающий инвестирование или иные затраты и т.д.);
  • документы, подтверждающие выполнение налоговых обязательств в иностранном государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, свидетельствующих об отсутствии экономии на налогах в РФ или документы, подтверждающие, что последующая передача денежных средств в оффшор не осуществляется;
  • документы, подтверждающие реальное осуществление предпринимательской деятельности в иностранном государстве (для подтверждения статуса налогового резидента).
При этом важно, чтобы сертификат резиденства был выдан уполномоченным органом иностранного государства: например на Кипре это Министерство Финансов Республики Кипр, а не Регистратор компании. В РФ соответствующая справка предоставляются Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных.

К тому же сертификат должен быть предоставлен налоговому агенту в срок до выплаты дохода, в противном случае возможна ситуация, когда налог на прибыль должен быть выплачен без учета международного соглашения (например, по результатам камеральной проверки), что впрочем не лишает налогоплательщика в последующем права произвести возврат налога.

Если фактический получатель дохода не известен, дивиденды облагаются налогом по ставке 15% на основании подп.3 п.3 ст.284 НК РФ, выплачиваемые проценты по займам облагаются по ставке налога на прибыль - 20%. Если бенефициар - резидент РФ, дивиденды облагаются по общей ставке НДФЛ - 13%.

Таким образом, одним из способов налоговой оптимизации является выплата процентов иностранной компании-займодавцу, являющейся налоговым резидентом государства, с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Но очевидность этого способа не могла пройти мимо ФНС, поэтому налоговикам рекомендовано (Письмо ФНС России от 30.06.2017 N СА-4-7/12702) при решении о переквалификации договоров займа между российскими и иностранными организациями в инвестиционные договора (чтобы не признавать включение процентов по займам в расходы), руководствоваться критериями отнесения задолженности к контролируемой (т.е. важен факт признания взаимозависимости - п. 2 статьи 269 НК РФ).

Той же позиции придерживается и Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 15.11.2011 N 8654/11 указал, для целей признания процентов по займам в составе расходов, необходимо учитывать высокую долю долга, аффилированность заемщика и кредитора, в лице которого выступает не только иностранная компания, но и российская компания, аффилированная с иностранной компанией, а также отсутствие факта погашения долгового обязательства.

Судебная практика по переквалификации выплат процентов по договорам займов с иностранными компаниями на дивиденды в целом складывается в пользу налоговых органов, которые устанавливают аффилированность российской и иностранной компании, отсутствие у иностранной компании статуса фактического получателя дохода, а также указывают, что применение положений пп. 2-4 ст. 269 НК РФ не противоречат положениям Соглашений об избежании двойного налогообложения. Однако налоговым органам не всегда удается доказать, что вместо процентов по займам были выплачены дивиденды (Постановление от 13 апреля 2016 г. по делу № А55-9504/2015 Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО).

Таким образом, использование иностранных компаний в целях налоговой оптимизации и безопасности активов значительно усложнилось, но не перестало быть актуальным, даже в условиях автоматического контроля, который пока еще не стал тотальным.

Специальные режимы налогообложения – упрощенка, вмененка, патентная система и единый сельхозналог – сами по себе являются низконалоговыми. Но при правильном использовании разрешенных законом схем можно еще больше сократить расходы по уплате налоговых платежей.

 

Оптимизируем с умом

Оптимизация налогообложения - это снижение облагаемой базы по налогам законными способами. Экономить на налогах без риска привлечения к ответственности - главная цель оптимизации.

Важно! ФНС разграничивает оптимизацию и уклонение от уплаты налогов, оценивая действия предпринимателей с точки зрения экономической обоснованности. Если единственным мотивом действий бизнес-субъекта была минимизация - споры с фискалами обеспечены.

Таблица 1. Основные способы оптимизации для спецрежимников

Группа методов

Использование оптимального режима

выбор подходящей системы на стадии открытия бизнеса, смена режима в ходе деятельности (в т. ч. переход с одного объекта налогообложения на другой при УСН)

комбинирование УСН, ЕНВД и ПСН

Использование льгот и преференций

изменение вида деятельности для использования пониженной регионами ставки

«переезд» в регион со льготными ставками

использование сниженных тарифов по страховым взносам

При сравнении вариантов упрощенки опираются на соотношение доходов и расходов по деятельности: если расходы составляют более 60% от доходов, то обычно выгоднее УСН «доходы-расходы». Режим налогообложения можно скорректировать по ходу дела, если условия ведения бизнеса, вид деятельности изменились. Перейти на новую систему удастся с нового года.

Схема №2 Упрощенка «доходы»: снижение объекта обложения

Компания «Продторг» занимается оптовой торговлей и применяет 6-процентную упрощенку. Вместо договора купли-продажи фирма решила заключать с покупателями договор комиссии. «Продторг» по новой схеме - посредник, а контрагенты - заказчики. Размер вознаграждения посредника устанавливается равным обычной прибыли от сделки. Товары приобретаются компанией «Продторг» от своего имени, но на деньги заказчиков. Облагаться налогом будут именно комиссионные - вознаграждение посредника.

Схему целесообразно применять, если в течение года появляется риск «слететь» с упрощенки (при приближении совокупной выручки к установленному лимиту). Способ эффективен, когда:первоначально компания применяет УСН 6% и ведет деятельность, расходы по которой составляют менее 60% от доходов, а затем дополнительно начинает заниматься торговлей (с невыгодным для «доходной» упрощенки соотношением доходов и расходов).

Схема 3. Использование ИП на УСН «доходы» в качестве управляющего

В ООО или АО единоличным исполнительным органом (руководителем) может выступать индивидуальный предприниматель. Применение схемы убивает нескольких зайцев: ИП платит с полученных доходов не 13% НДФЛ, а 6% по УСН «доходы», уменьшая при этом сумму налога на 50% за счет выплаченных страховых взносов.

Допустим, генеральный директор получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц (1,8 млн. руб. в год). Организация исчислит с его оплаты труда НДФЛ (13%) - 234 тыс. руб. и страховые взносы - 376 тыс. руб. (в ПФ - 265,32, в ФСС - 19,43, в ФОМС - 91,80).Если месячное вознаграждение ИП-управляющего будет таким же, то страховые взносы за год составят 37,26 тыс. руб. (22,26 - фиксированные платежи и 15 - 1% с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб.). В итоге ИП заплатит за год всего 108 тыс. руб. платежей.

Ознакомьтесь с порядком расчета взносов по ИП в 2015 году и взносов с ЗП нанятых работников .

При планировании схемы стоит учесть, что страховые взносы, которые компания выплачивала с ЗП директора:

  • по «доходно-расходной» упрощенке включались в расходы и уменьшали сумму единого налога, поэтому при прочих равных условиях компания заплатит больше на 56 482,50 руб. (376 550 x 15%);
  • по«доходной» упрощенке и ЕНВД уменьшали сумму налога (в пределах 50%).

Поэтому для оценки выгодности схемы потребуется дополнительный анализ влияния снижения расходов компании (они уменьшились на страховые взносы за сотрудника) на налоговый результат.

Схема №4. Совмещение УСН и ЕНВД

Организация занимается оптовой и розничной торговлей, причем последнюю ведет в торговом зале площадью 50 м2. Компания применяет упрощенку «доходы». В регионе на следующий календарный год для стационарной розничной торговли будет установлен К2, равный 0,5. Перевод розницы на ЕНВД для организации выгоден. Просчитаем три возможных варианта.

Данные для расчета ЕНВД: базовая доходность = 1 800 руб. в месяц, К1=1,798, К2=0,5. Сумма платежа по вмененке в месяц = 1 800 x 1,798 x 0,5x50 x 15= 12 137 руб.

* - Налог можно снизить только вполовину. Ознакомьтесь с правилами расчета ЕНВД .

При благоприятных для вмененки региональных условиях, в структуре компании, которая в том числе занимается розницей, выгодно иметь подразделение на ЕНВД- независимо от полученной выручки сумма налога фиксирована. При этом выгодность вмененки возрастает с увеличением продаж.

Ознакомьтесь с позицией ФНС по условиям совмещения спецрежимов:

Оптимизация: факторы успеха

Оптимизационная схема не может быть универсальным, подходящим для всех решением. Это не более чем идея. При разработке программы по минимизации фискальных платежей нужно учитывать реальные внешние и внутренние условия ведения бизнеса. Наибольший эффект дает комплекс мероприятий, максимально учитывающий специфику бизнеса: масштаб, вид деятельности, структуру организации, региональные факторы и т.д. Разрешено все, что не запрещено законом. Однако в России сегодня грань между оптимизацией и уклонением от налогов слишком размыта. Будьте начеку и учитывайте мнение специалистов!

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проведении в 2016 году эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов


В целях повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов

приказываю:

1. Провести эксперимент по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов по Республике Алтай и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

2. Установить, что участниками эксперимента являются Федеральная налоговая служба, ее территориальные налоговые органы по Республике Алтай и Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу.

3. Целями эксперимента являются:

1) определение возможности повышения качества налогового администрирования за счет увеличения количества работников, деятельность которых связана с осуществлением аналитических, контрольных функций и оказанием сервисных услуг, за счет снижения численности руководителей и обеспечивающих специалистов;

2) определение финансовой эффективности структуры и системы управления и удобства ее применения для налогоплательщиков.

4. Федеральная налоговая служба организует проведение эксперимента и обеспечивает его методологическое сопровождение.

5. Реорганизация территориальных налоговых органов по Республике Алтай проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации путем присоединения двух инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня по Республике Алтай к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай.

6. Эксперимент проводится на основе действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности территориальных налоговых органов, с учетом следующего:

1) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении об Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, полномочия инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня на территории Республики Алтай в установленной сфере деятельности;

2) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу осуществляет, помимо полномочий, установленных в Положении о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу, следующие полномочия вышестоящего органа по отношению к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Алтай:

а) рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) физических и юридических лиц на акты ненормативного характера Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, действия (бездействие) его должностных лиц;

б) проведение повторных выездных налоговых проверок налогоплательщиков в порядке контроля за деятельностью Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай;

в) осуществление согласования запросов Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай в банках сведений по счетам физических лиц;

3) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу имеет право отменять решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай как нижестоящего налогового органа или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 6 настоящего приказа.

7. Федеральная налоговая служба размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о проведении эксперимента, информирует налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, общественные объединения и иных заинтересованных лиц о проведении эксперимента.

8. Федеральной налоговой службе до 1 марта 2017 года провести оценку результатов эксперимента, предусмотренного настоящим приказом, и представить соответствующую информацию в Министерство финансов Российской Федерации.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной налоговой службы М.В.Мишустина.

Министр
А.Г.Силуанов


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 сентября 2015 года,
регистрационный N 39048



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 01.10.2015,
N 0001201510010025