Московская церковь св. Мученицы Татианы

Московский домовый храм в честь мученицы Татианы Римской при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова , подворье патриарха Московского и всея Руси в черте Московской епархии

Первоначальный домовый храм мученицы Татианы Московского университета был освящён в году. Это была первая университетская церковь во имя этой святой, положившая начало традиции Татьянинских храмов в высших учебных заведениях. Храм действовал в круглом помещении правого (восточного) крыла здания университета. В году здание сгорело.

Современный храм находится в бывшем театральном флигеле городской усадьбы конца XVIII века, принадлежавшей роду Пашковых. В году усадьба была приобретена Московским университетом и перестроена архитектором Е. Д. Тюриным. Храм был освящен в году святителем Филаретом Московским . Интерьер церкви украсили скульптуры работы И. П. Витали.

В июле года храм был закрыт, вскоре после чего было приказано ликвидировать интерьер церкви. В помещении храма был устроен читальный зал юрфака, а на фронтоне вместо прежней надписи "Свет Христов просвещает всех" был выбит лозунг "Наука - трудящимся" (впоследствии эта надпись была удалена). В году, в пятую годовщину октябрьской революции , в бывшем храме открыли клуб. 6 мая года в помещении открылся Студенческий театр МГУ.

25 января года в храмовых стенах впервые после многолетнего перерыва был отслужен молебен святой Татиане . Богослужение возглавил патриарх Алексий II . В году, выступая в МГУ, патриарх выразил пожелание возродить университетский храм. В следующем году группа профессоров обратилась к ректору университета с предложением восстановить домовый храм на его историческом месте. Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-преподавательского состава и 20 декабря года постановил: "Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник - здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…" Студенческому театру приказом ректора Садовничего от 17 марта года были выделены другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. 27 апреля того же года года по согласованию с ректором МГУ указом патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы было учреждено патриаршее подворье . До января года шёл процесс подготовки необходимых документов, регистрации прихода, освобождения храма от прежних арендаторов.

В течение последующих десяти лет шло восстановление прежнего облика церкви - были воссозданы надпись и крест на фронтоне храма, вновь устроены хоры и центральный вход в верхний храм, шло восстановление росписей и лепнины.

7 марта года патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин великого освящения вновь открывшегося храма святой Татианы.

Настоятели

Святыни

  • частица десницы мц. Татианы Римской
  • частица мощей свт.

Храм святой мученицы Татианы при МГУ

«Итак, вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище таин приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что религия и наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества. Снисходительно, со стороны религии: возблагодарим ее снисхождению. Благоразумно, со стороны науки: похвалим ее благоразумие».

Эти слова были произнесены святителем Филаретом (Дроздовым) в проповеди на освящении храма святой мученицы Татианы при Московском Императорском Университете в 1837 году. Этими словами было определено существеннейшее предназначение Университетской домовой церкви: в симфонии с живыми силами подлинной науки способствовать утверждению благодатного союза истинной веры и незамутненного знания. Более полутора веков протекло с того дня. Разные времена повидала и пережила Татианинская церковь. Долгие годы была она свидетельницей той истинной мудрости, которую явила в своей жизни и в своем страдании за Христа святая мученица Татиана; той мудрости, которая не сводима к одному лишь научному знанию, хоть и многообразному, но не обымающему и не исчерпывающему жизнь; той мудрости, которая является внутренним стержнем личности, воспитывая неленостный разум, милующее сердце, утвержденную в делании добра волю. Такое свидетельство было чрезвычайно важно в среде людей образованных, особенно подверженных соблазну придания науке, искусству, культуре самодовлеющего значения с одновременным возвеличиванием человека-творца, поставлением его вне общих нравственных критериев. Ведь и сегодня мы встречаем немало ученых, острых памятью и богатых воображением людей, которые оказываются бессильны в момент перехода от знания к делу, в момент принятия нравственно ответственного решения. Искусству взяться за дело, выполнять его дисциплинированно и ответственно, как послушание перед Творцом, во имя любви к Богу, Отечеству, ближним учила и учит церковная жизнь.

Прихожанами Университетского храма в прошлые века и в начале нынешнего были многие поколения русской интеллигенции. В церкви крестили, венчали, отпевали, совершали требы. Ежегодно в день престольного праздника - 12 (25) января - служение Божественной Литургии и праздничного молебна возглавлял митрополит Московский или его викарий. С той поры пошла традиция праздновать Татьянин день как праздник русской интеллигенции, культуры и просвещения.

Летом 1919 года Университетская церковь была закрыта. Вместе со своими прихожанами и всем православным народом храм на путях Промысла Божия должен был пройти мученическим путем, путем страданий, надругательств и осквернения. Крест был снят, святыни уничтожены, алтарь стал местом позорищных представлений. Но мы знаем, что Бог поругаем не бывает, знаем и то, что Господь всегда укрепляет страдающих за имя Его, так что самые лютые истязания не причиняют им вреда, но обращаются против самих же мучителей. Мы видим это в житии святой мученицы Татианы, видим в судьбе нашего храма, видим и в судьбе России…

24/25 января 1995 года в Татианинской церкви вновь зазвучали слова церковной молитвы, в самый день престольного праздника прихожанам нововоскрешенной московской святыни, начальствующим, учащим и учащимся Университета преподал свое первосвятительское благословение Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь вновь стала жительствовать в стенах храма на Моховой…

Памятка посетителю

При входе осените себя крестным знамением, найдите в себе состояние душевного мира, и откройте сердце и ум присутствию Бога. Мы расскажем об устройстве храма и о поведении в нем.

Когда приходите в храм

Храм этот домовый, внешне неприметный, но содержит внутреннее убранство русской православной традиции. Мужчины пусть вступают в храм сняв головной убор; женщины - одетые в достаточно длинное платье. Дети должны оставаться при родителях, под их наблюдением. Во всем проявляйте уважение к месту и к другим приходящим в храм (и уж никак не жуйте жевательную резинку…) Разговаривать в храме, тем более смеяться, стоять спиной к алтарю, совершенно исключено. Также необходимо отключать средства мобильной связи при входе в храм.

Если богослужение еще не началось, вы, наверное, захотите почтить святыни храма, приложиться к главным иконам и поставить перед ними свечи (их можно приобрести у входа) в знак своего желания настроиться на молитву и духовную собранность.

Престол Верхнего храма посвящен памяти святой мученицы Татианы, Престол Нижнего храма освящен в честь святителя Московского и Коломенского Филарета.

Центральная икона храма, иконы Спасителя и Божией Матери, мощевики с частицами мощей св. мц. Татианы справа и свт. Филарета слева, а также иконы великих святых - святителя Николая, великомученика и целителя Пантелеимона, преподобных Сергия и Серафима, и других святых - одни из самых почитаемых святынь в храме. Если же, когда вы пришли, служба уже идет, старайтесь не нарушать стройности церковного действия.

Церковная молитва

Помолившись, таким образом, за себя, за родных, встаньте на подходящее место, чтобы влиться в церковную молитву и уже не сходите с него до конца службы, чтобы не рассеивать в себе внутреннюю собранность, разве появится нужда - за ребенком присмотреть, или какая другая. Вслушивайтесь в слова церковной молитвы, старайтесь распознать важные моменты службы, в которые надо вникать стоя неподвижно. В Божественной Литургии это: начальное Благословение, Заповеди Блаженства, чтение Евангелия, Херувимская Песнь, Символ Веры, Евхаристический Канон, Молитва Господня, момент Причастия, Благодарение, целование Креста. Проповедь, даже если она сказана не на близкую вам тему, обращена к вам; будьте к ней внимательны, проявляйте учтивость к проповеднику в самом конце, после Отпуста, часто оглашаются объявления о жизни церковной общины, обращенные вниманию всех присутствующих; и тут будьте внимательны.

Кроме особых праздников и постов, две основные службы служатся круглый год в храме: Божественная Литургия и Всенощная. Если на Литургии образно вспоминается земная жизнь Сына Божьего и совершается Таинство Его Жертвоприношения за жизнь мира, установленное Им на Тайной Вечери (подготовившиеся к таинству подходят к Причастию), - то на Всенощной проводится молитвенный обзор судьбы человека и вселенной и путей Божиих в ней: сотворение мира и человека Благим Богом, возникновение греха и смерти, проповедь пророков, рост веры в людях, приход Спасителя и спасение человека в Воскресении.

Расписание

Эти службы совершаются регулярно:

  • Всенощная по субботам в 17:00
  • Божественная Литургия по воскресениям в 7:00 и 9:30
  • На неделе Божественная Литургия совершается:
    • в понедельник в 7:30
    • среду в 8:00
    • пятницу в 7:30
    • субботу в 8:00
    • накануне в 18:00 совершается вечернее богослужение
  • В Страстную Неделю и на Пасху часы службы совершенно особые. Для ознакомления с порядком служб, можно прочитать «Расписание Богослужения» при входе или на стене храма.

Требы и таинства

Часто после окончания Божественной Литургии, когда есть нужда, служатся молебны о различных нуждах и Панихиды по усопшим.

Дар Божьей жизни подается в храме в таинствах Исповеди и Причастия, к которым верующий христианин приступает регулярно и к которым он усердно готовится. Этот дар христианин бережно хранит и в себе культивирует, чтобы научиться всегда поступать согласно евангельским заповедям в личной, семейной и общественной жизни. Относительно этих, и других таинств - Крещения, Венчания, Соборования - обращайтесь к одному из членов храмового духовенства.

Настоятелем храма является протоиерей Максим Козлов; вместе с ним служат священник Владимир Вигилянский, священник Михаил Гуляев, священник Павел Конотопов, священник Игорь Палкин и диакон Александр Волков

Ежедневно в храме дежурит один из священников, к которому Вы всегда можете обратиться по той или иной нужде.

Больше всего помните, что храм - место святое, уникальное на земле, а церковная молитва - делание святое. В храме мы - Божьи гости!

Адрес и контакты Храма

Подворье Патриарха Московского и всея Руси домовый храм святой мученицы Татианы при Московском Государственном Университете им. М. В. Ломоносова находится напротив Манежа, на углу улиц Большой Никитской и Моховой. Ближайшие станции метро – «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Охотный ряд».

Строительство - годы Приделы святителя Филарета Московского Реликвии и святыни частицы мощей мученицы Татианы и святителя Филарета Состояние действует Сайт

История

Храм в XVIII и XIX веках

12 января, день памяти мученицы Римской Татианы, 1755 года Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета . Так как в этот день праздновалась память мученицы Татианы , её день памяти - Татьянин день - стал впоследствии днём рождения Университета, а позднее и всеобщим студенческим днём.

Впервые церковь во имя св. мученицы Татианы освятил 5 (16 ) апреля года митрополит Платон в круглом помещении левого крыла здания университета .

Из проповеди митрополита Платона на освящении храма:

Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною; одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается.

3 октября 1919 года община университетского прихода была причислена решением Московского епархиального совета к Георгиевской церкви на Красной Горке.

1919 год - В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. На фронтоне здания сделали новую надпись «Наука - Трудящимся» .

1922 год - В пятую годовщину октябрьской революции, в здании церкви был открыт студенческий клуб.

Возвращение и восстановление храма

25 января в здании церкви Патриарх Алексий II отслужил молебен с акафистом мученице Татиане.

В декабре 1998 года началась издательская деятельность храма.

Настоятели

  • 1812 Иона
  • 1892-1910? протоиерей Николай Елеонский
  • март 1911 - ? протоиерей Николай Боголюбский
  • с сентября 2012 по настоящее время протоиерей Владимир Вигилянский

Напишите отзыв о статье "Храм мученицы Татианы при МГУ"

Примечания

Литература

  • Храм святой Татианы. Святыни. История. Современность. - М .: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2010. - 336 с. - 3 000 экз. - ISBN 978-5-901836-29-3 .

Ссылки

  • домового храма св. мц. Татианы при МГУ

Отрывок, характеризующий Храм мученицы Татианы при МГУ

– Здравия желаю, ваше высокоблагородие! – прокричал этот солдат, выкатывая глаза на Ростова и, очевидно, принимая его за больничное начальство.
– Убери же его, дай ему воды, – сказал Ростов, указывая на казака.
– Слушаю, ваше высокоблагородие, – с удовольствием проговорил солдат, еще старательнее выкатывая глаза и вытягиваясь, но не трогаясь с места.
– Нет, тут ничего не сделаешь, – подумал Ростов, опустив глаза, и хотел уже выходить, но с правой стороны он чувствовал устремленный на себя значительный взгляд и оглянулся на него. Почти в самом углу на шинели сидел с желтым, как скелет, худым, строгим лицом и небритой седой бородой, старый солдат и упорно смотрел на Ростова. С одной стороны, сосед старого солдата что то шептал ему, указывая на Ростова. Ростов понял, что старик намерен о чем то просить его. Он подошел ближе и увидал, что у старика была согнута только одна нога, а другой совсем не было выше колена. Другой сосед старика, неподвижно лежавший с закинутой головой, довольно далеко от него, был молодой солдат с восковой бледностью на курносом, покрытом еще веснушками, лице и с закаченными под веки глазами. Ростов поглядел на курносого солдата, и мороз пробежал по его спине.
– Да ведь этот, кажется… – обратился он к фельдшеру.
– Уж как просили, ваше благородие, – сказал старый солдат с дрожанием нижней челюсти. – Еще утром кончился. Ведь тоже люди, а не собаки…
– Сейчас пришлю, уберут, уберут, – поспешно сказал фельдшер. – Пожалуйте, ваше благородие.
– Пойдем, пойдем, – поспешно сказал Ростов, и опустив глаза, и сжавшись, стараясь пройти незамеченным сквозь строй этих укоризненных и завистливых глаз, устремленных на него, он вышел из комнаты.

Пройдя коридор, фельдшер ввел Ростова в офицерские палаты, состоявшие из трех, с растворенными дверями, комнат. В комнатах этих были кровати; раненые и больные офицеры лежали и сидели на них. Некоторые в больничных халатах ходили по комнатам. Первое лицо, встретившееся Ростову в офицерских палатах, был маленький, худой человечек без руки, в колпаке и больничном халате с закушенной трубочкой, ходивший в первой комнате. Ростов, вглядываясь в него, старался вспомнить, где он его видел.
– Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов.
«И как они могут не только хохотать, но жить тут»? думал Ростов, всё слыша еще этот запах мертвого тела, которого он набрался еще в солдатском госпитале, и всё еще видя вокруг себя эти завистливые взгляды, провожавшие его с обеих сторон, и лицо этого молодого солдата с закаченными глазами.
Денисов, закрывшись с головой одеялом, спал не постели, несмотря на то, что был 12 й час дня.
– А, Г"остов? 3до"ово, здо"ово, – закричал он всё тем же голосом, как бывало и в полку; но Ростов с грустью заметил, как за этой привычной развязностью и оживленностью какое то новое дурное, затаенное чувство проглядывало в выражении лица, в интонациях и словах Денисова.
Рана его, несмотря на свою ничтожность, все еще не заживала, хотя уже прошло шесть недель, как он был ранен. В лице его была та же бледная опухлость, которая была на всех гошпитальных лицах. Но не это поразило Ростова; его поразило то, что Денисов как будто не рад был ему и неестественно ему улыбался. Денисов не расспрашивал ни про полк, ни про общий ход дела. Когда Ростов говорил про это, Денисов не слушал.
Ростов заметил даже, что Денисову неприятно было, когда ему напоминали о полке и вообще о той, другой, вольной жизни, которая шла вне госпиталя. Он, казалось, старался забыть ту прежнюю жизнь и интересовался только своим делом с провиантскими чиновниками. На вопрос Ростова, в каком положении было дело, он тотчас достал из под подушки бумагу, полученную из комиссии, и свой черновой ответ на нее. Он оживился, начав читать свою бумагу и особенно давал заметить Ростову колкости, которые он в этой бумаге говорил своим врагам. Госпитальные товарищи Денисова, окружившие было Ростова – вновь прибывшее из вольного света лицо, – стали понемногу расходиться, как только Денисов стал читать свою бумагу. По их лицам Ростов понял, что все эти господа уже не раз слышали всю эту успевшую им надоесть историю. Только сосед на кровати, толстый улан, сидел на своей койке, мрачно нахмурившись и куря трубку, и маленький Тушин без руки продолжал слушать, неодобрительно покачивая головой. В середине чтения улан перебил Денисова.
– А по мне, – сказал он, обращаясь к Ростову, – надо просто просить государя о помиловании. Теперь, говорят, награды будут большие, и верно простят…
– Мне просить государя! – сказал Денисов голосом, которому он хотел придать прежнюю энергию и горячность, но который звучал бесполезной раздражительностью. – О чем? Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь: я честно служил царю, отечеству и не крал! И меня разжаловать, и… Слушай, я так прямо и пишу им, вот я пишу: «ежели бы я был казнокрад…
– Ловко написано, что и говорить, – сказал Тушин. Да не в том дело, Василий Дмитрич, – он тоже обратился к Ростову, – покориться надо, а вот Василий Дмитрич не хочет. Ведь аудитор говорил вам, что дело ваше плохо.
– Ну пускай будет плохо, – сказал Денисов. – Вам написал аудитор просьбу, – продолжал Тушин, – и надо подписать, да вот с ними и отправить. У них верно (он указал на Ростова) и рука в штабе есть. Уже лучше случая не найдете.
– Да ведь я сказал, что подличать не стану, – перебил Денисов и опять продолжал чтение своей бумаги.
Ростов не смел уговаривать Денисова, хотя он инстинктом чувствовал, что путь, предлагаемый Тушиным и другими офицерами, был самый верный, и хотя он считал бы себя счастливым, ежели бы мог оказать помощь Денисову: он знал непреклонность воли Денисова и его правдивую горячность.
Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся более часа, Ростов ничего не сказал, и в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова, провел остальную часть дня, рассказывая про то, что он знал, и слушая рассказы других. Денисов мрачно молчал в продолжение всего вечера.
Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений?
– Да, постой, – сказал Денисов, оглянулся на офицеров и, достав из под подушки свои бумаги, пошел к окну, на котором у него стояла чернильница, и сел писать.
– Видно плетью обуха не пег"ешибешь, – сказал он, отходя от окна и подавая Ростову большой конверт. – Это была просьба на имя государя, составленная аудитором, в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о помиловании.
– Передай, видно… – Он не договорил и улыбнулся болезненно фальшивой улыбкой.

Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов с письмом к государю поехал в Тильзит.
13 го июня, французский и русский императоры съехались в Тильзите. Борис Друбецкой просил важное лицо, при котором он состоял, о том, чтобы быть причислену к свите, назначенной состоять в Тильзите.
– Je voudrais voir le grand homme, [Я желал бы видеть великого человека,] – сказал он, говоря про Наполеона, которого он до сих пор всегда, как и все, называл Буонапарте.
– Vous parlez de Buonaparte? [Вы говорите про Буонапарта?] – сказал ему улыбаясь генерал.
Борис вопросительно посмотрел на своего генерала и тотчас же понял, что это было шуточное испытание.
– Mon prince, je parle de l"empereur Napoleon, [Князь, я говорю об императоре Наполеоне,] – отвечал он. Генерал с улыбкой потрепал его по плечу.
– Ты далеко пойдешь, – сказал он ему и взял с собою.
Борис в числе немногих был на Немане в день свидания императоров; он видел плоты с вензелями, проезд Наполеона по тому берегу мимо французской гвардии, видел задумчивое лицо императора Александра, в то время как он молча сидел в корчме на берегу Немана, ожидая прибытия Наполеона; видел, как оба императора сели в лодки и как Наполеон, приставши прежде к плоту, быстрыми шагами пошел вперед и, встречая Александра, подал ему руку, и как оба скрылись в павильоне. Со времени своего вступления в высшие миры, Борис сделал себе привычку внимательно наблюдать то, что происходило вокруг него и записывать. Во время свидания в Тильзите он расспрашивал об именах тех лиц, которые приехали с Наполеоном, о мундирах, которые были на них надеты, и внимательно прислушивался к словам, которые были сказаны важными лицами. В то самое время, как императоры вошли в павильон, он посмотрел на часы и не забыл посмотреть опять в то время, когда Александр вышел из павильона. Свидание продолжалось час и пятьдесят три минуты: он так и записал это в тот вечер в числе других фактов, которые, он полагал, имели историческое значение. Так как свита императора была очень небольшая, то для человека, дорожащего успехом по службе, находиться в Тильзите во время свидания императоров было делом очень важным, и Борис, попав в Тильзит, чувствовал, что с этого времени положение его совершенно утвердилось. Его не только знали, но к нему пригляделись и привыкли. Два раза он исполнял поручения к самому государю, так что государь знал его в лицо, и все приближенные не только не дичились его, как прежде, считая за новое лицо, но удивились бы, ежели бы его не было.
Борис жил с другим адъютантом, польским графом Жилинским. Жилинский, воспитанный в Париже поляк, был богат, страстно любил французов, и почти каждый день во время пребывания в Тильзите, к Жилинскому и Борису собирались на обеды и завтраки французские офицеры из гвардии и главного французского штаба.
24 го июня вечером, граф Жилинский, сожитель Бориса, устроил для своих знакомых французов ужин. На ужине этом был почетный гость, один адъютант Наполеона, несколько офицеров французской гвардии и молодой мальчик старой аристократической французской фамилии, паж Наполеона. В этот самый день Ростов, пользуясь темнотой, чтобы не быть узнанным, в статском платье, приехал в Тильзит и вошел в квартиру Жилинского и Бориса.
В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду.

Дата создания: 1837 г. Описание:

Центральное благочиние

История

Храм святой мученицы Татианы освящен 12 (25) сентября 1837 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским.

Церковь была устроена во флигеле перестроенной городской усадьбы конца XVIII в., принадлежавшей роду Пашковых, расположенной на Моховой улице близ Московского Кремля. В 1832 г. Николай I покупает это здание для Московского университета, и в 1833-1836 гг. оно перестраивается под руководством архитектора Е.Д. Тюрина.

Храм был закрыт в июле 1919 г. 7 ноября 1922 г. здесь был открыт клуб, 6 мая 1958 г. — Студенческий театр МГУ.

В Татьянин день 25 января 1991 г. в здании бывшего храма впервые после его закрытия состоялся молебен св. мц. Татиане. Службу возглавил .

20 декабря 1993 г. Ученым советом МГУ было принято решение о восстановлении домовой университетской церкви в здании на Моховой улице. 27 апреля 1994 г., по согласованию с ректором МГУ, указом Святейшего Патриарха Алексия II в храме св. мц. Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма был назначен , выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ.

24 января 1995 г. состоялось первое всенощное бдение в возрожденном храме; на следующий день, после торжественной Литургии в честь праздника св. мц. Татианы, Святейший Патриарх Алексий II совершил праздничный молебен святой покровительнице Московского университета. С этого времени в храме начались регулярные богослужения.

2 декабря 2000 г. в цокольном этаже здания освящен нижний храм — в честь свт. Филарета, митрополита Московского.

24 апреля 2016 г. в верхнем храме освящен воссозданный иконостас. Прежний иконостас, подаренный в 1998 г. протопресвитером Александром Киселевым, был перенесен в нижний храм.

31 августа 2012 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем храма св. мц. Татианы назначен , служивший здесь с 1996 г.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 1 ноября 2016 г. на территории нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах при строящемся храме св. равноапп. Кирилла и Мефодия при МГУ им. М.В. Ломоносова было учреждено Патриаршее подворье. Настоятелем строящейся церкви назначен клирик храма св. мц. Татианы протоиерей Иоанн Лапидус.

Храм в XVIII и XIX веках

12 января, день памяти мученицы Римской Татианы, 1755 года Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета.

Так как в этот день праздновалась память мученицы Татианы, её день памяти - Татьянин день - стал впоследствии днём рождения Университета, а позднее и всеобщим студенческим днём.

неизвестен , Public Domain

Впервые церковь во имя св. мученицы Татианы освятил 5 апреля 1791 года в круглом помещении левого крыла здания университета.

Из проповеди митрополита Платона на освящении храма:

«Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною; одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается».

В 1812 году храм сгорел вместе с основными зданиями Университета.

В сентябре 1817 года университетским домовым храмом временно (до 1837 года) стала верхняя церковь соседнего храма Георгия на Красной Горке.

В 1833 году для Университета была приобретена усадьба Д. И. и А. И. Пашковых, расположенная на углу Моховой и Никитской улиц.

В 1833-1836 годах архитектор Е. Д. Тюрин перестроил главный усадебный дом в Аудиторный корпус (так называемое «новое здание» Университета), левый флигель - в библиотеку, а манежную часть, где в 1805-1808 годах давала спектакли труппа сгоревшего Петровского театра - в Университетскую церковь.

12 сентября 1837 года освятил домовую церковь Университета; первым настоятелем домовой церкви стал протоиерей Петр Матвеевич Терновский.

Предположительно, в 1913 году на фронтоне появилась новая надпись:

«СВѢТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВѢЩАЕТЪ ВСѢХЪ».

Закрытие храма

Январь 1918 года - Декретом СНК РСФСР Церковь была отделена от государства и школа - от Церкви.

10 августа 1918 года - Вышло постановление Наркомпроса о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях.

1918 год - Татьянинский храм закрыт.

Август 1918 года - Ректору Университета было подано заявление от 175 прихожан «с просьбой возбудить ходатайство о признании этого храма приходской церковью Университетского района».

24 июля 1919 года - В алтарь церкви были помещены предметы, признанные «имеющими историко-художественное значение», впоследствии переданные Музейному отделу Наркомпроса. Иконы и утварь, не заинтересовавшие Музейный отдел, были переданы в церковь святого Георгия на Красной Горке.

3 октября 1919 года - Община университетского прихода была причислена решением Московского епархиального совета к Георгиевской церкви на Красной Горке.

1919 год - В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. На фронтоне здания сделали новую надпись «Наука - Трудящимся».

1922 год - В пятую годовщину октябрьской революции, в здании церкви был открыт студенческий клуб.

6 мая 1958 года актриса Александра Александровна Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр в здании церкви, который продолжал находиться здесь до 22 января 1995.

Возвращение и восстановление храма

25 января 1991 в здании церкви Патриарх Алексий II отслужил молебен с акафистом мученице Татиане.

Осенью 1992 года профессор МГУ Григорий Александрович Любимов выступил на презентации Свято-Тихоновского Богословского института с предложением воссоздать домовую церковь св. мц. Татианы.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

20 декабря 1993 года Ученый Совет МГУ принял решение «О восстановлении в прежнем виде архитектурного памятника на ул. Герцена, д. 1, о воссоздании в этом здании православной домовой церкви Московского университета и размещении в других помещениях этого здания музейных экспозиций МГУ».

10 апреля 1994 в Казанском соборе состоялось освящение иконы св. мц. Татианы, которая была позднее перенесена в Университетский храм.

27 апреля 1994 года Патриарх Алексий II Указом № 1341 учредил Патриаршее Подворье в Татианинском храме.

С первого же месяца существования храма св. мчц. Татианы начинает издаваться газета православного студенчества «Татьянин день» (с 2007 года выходит в электронном виде - сайт Татьянин день).

23 апреля 1995 года впервые после 77-летнего перерыва Божественная Литургия прошла в верхнем храме.

29 декабря 1995 года две частицы мощей от десницы св. Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, были привезены в Университетскую домовую церковь: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая - положена в ковчежец.

В 1996 частица мощей святителя Филарета Московского была передана в храм студентами Московской Духовной Академии и семинарии, участвовавшими в обретении этих мощей в Троице-Сергиевой Лавре.

В декабре 1997 храму пожертвована икона Божией Матери «Прибавление ума».

В 1998, в Неделю всех русских святых, освящена наружная мозаичная икона мученицы Татианы на фасаде храма.

30 сентября 1998 года был подписан утвержденный Патриархом Алексием II договор о передаче в храм святой мученицы Татианы иконостаса храма преподобного Серафима Саровского, привезенного в Москву из Нью-Йорка протопресвитером Александром Киселёвым.

В декабре 1998 года началась издательская деятельность храма.

В 1999 в алтаре храма св. мчц. Татианы установлена мозаичная икона Воскресения Христова.

2 декабря 2000 года - в цокольном этаже освящен нижний храм - во имя святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

В 2000 год в цокольном этаже храма сооружен и освящен баптистерий для совершения Таинства Крещения над взрослыми полным погружением.