Логопедические упражнения на звук "с". Конспект занятия по логопедии "звук а" Игра поймай в ладошки закрепление звука а

Цель:

  • закреплять правильное произношение звука А;
  • учить слышать и выделять звук А в начале, середине, конце слова;
  • познакомить с понятием “гласный” звук;
  • ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
  • познакомить с буквой А;
  • учить читать букву А;
  • обучать навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
  • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
  • закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;
  • обогащать предметный словарь со звуком А;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
  • развивать память, внимание, мышление;

Оборудование:

Кукла Алла, картинки со звуком А (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – аист, акула, антилопа, астра, астры, азбука, азбуки, айва, антенна, антенны, арбуз, арбузы, аптека, апельсин, апельсины, абрикос, абрикосы, банан, бананы, ананас, ананасы, лиса, комар; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука А; картинка девочка качает куклу; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква А; карточка – картинка “На что похожа буква А” – “А – шалашик, и смотри; есть скамеечка внутри” (В. Савичев); настенная Азбука; буквы – заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная или наждачная бумага); кружки из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный);

Организационный момент: Отгадывание загадок: Стоит на крыше верхолаз – и ловит новости для нас (Антенна) А. Масленникова; Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный (Арбуз); Яркий, сладкий, налитой, Весь в обложке золотой! Не с конфетной фабрики – А из далекой Африки (Апельсин); Какой звук мы услышали в отгадках – звук А; Если дети хорошо слышат и различают звук А, педагог может предложить детям отгадки со звуком А в сильной позиции, в середине и конце слова: Висит груша – нельзя скушать (Лампа); Не зверь, не птица, а нос, как спица (Комар); Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесочке под кустом (Лиса);

Фонетическая гимнастика “Куколка усни”

К нам в гости сегодня пришла кукла Алла. Мы Алле покажем, как мы умеем слышать и различать звук А. Девочка качает куколку: А а А а А а А а А а; Произносим то тихо, то громко. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Картинка артикуляции звука А. Для мальчиков другая картинка – “Заболел зуб”. Звук А произносится сначала громко, затем тихо. Дети произносят звук все вместе, затем по одному. Молодцы.

Игра “Назови картинку”

Дети называют картинки со звуком А (на усмотрение педагога), выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука А в слове.

Игра “Жадина”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Моя лампа. Мой ананас. Мои арбузы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

Игра “Чего нет”

Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать а заодно и проверить спрятался ли звук А в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: - Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.падеже.

.Игра “Поймай звук”

Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук А, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков А – У или А – И. Примерный лексический материал: ангел, астра, Астрахань, утюг (не хлопаем), аист, ананас, сад, петух, овца, лиса, ус и т.д..

Физ. минутка;

Игра “Апельсин”:

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка...кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.

Логопед на ушко каждому ребенку говорит каким зверьком он будет. Ребенок подходит за своей долькой, когда назовут его зверя. В конце неожиданно обнаруживается волк, который отбирает дольки у тех, кто не успел от него убежать. В конце игры все как бы отламывают по кусочку от своих долек волку, и он становится добрым. Дети гладят его по головке.

Игры с мячом “А ну-ка, повтори”

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:

Та – та –та – хвост пушистый у кота;
- га –га – га – у оленя есть рога;
- ха – ха – ха – не поймать нам петуха;
- ча – ча – ча – сидит зайчик у врача;
- жа – жа – жа – убежали два ежа; и т. д.

Игра “Эхо”

Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:

Та – та – да
Да – да – та
Па – па – ба
Ба – ба – па и т.д.

Проговори поговорку: Много снега, много хлеба (объяснить смысл).

Игра “Загадки – добавлялки”

Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.

Я сегодня утром рано,
Умывался из – под...(крана).

Для птенцов и для зверят,
Тоже нужен детский.....(сад).

Не послушал Зайка папу,
Отдавили Зайке...(лапу).

Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я...(комара).

Солнце светит слишком ярко,
Бегемоту стало...(жарко).

Слезы льются у Оксанки,
У нее сломались...(санки).

Нам темно, мы просим папу
Нам включить поярче...(лампу).

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли....(лапки).

Жил у нас один чудак,
Разводил в саду он...(мак).

Какой звук слышали в добавлялках? (Звук А).

Буква А

Показ буквы – карточки А. Нахождение и показ буквы А на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква А” - А – шалашик, и смотри, есть скамеечка внутри (В.Савичев). Прописывание буквы А в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах.

Понятие “гласный” звук

Дети произносят звук А, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук А – ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой А рисует маркером красный кружок.

Работа в тетрадях

Дети печатают букву А в тетрадях. Под буквой А рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква А обозначает звук А. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.

Игра “Придумай слово”

Логопед предлагает детям придумать слова, сначала на звук А (в начале слова), затем со звуком А (в середине и конце слова). Затем логопед предлагает придумать имена для мальчиков и для девочек со звуком или на звук А.Дети называют имена: Аня, Алла, Алиса, Алсу, Андрей, Алик, Артем и т.д.

Итог занятия

Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? У звука А нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук А? (Буквой А). На что похожа буква А? (крыша домика, шалаш). Как мы ее пишем? Молодцы. Наше занятие закончено.

1 класс для обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Тема: «Звук и буква А»

Коррекционно-образовательные задачи:

    формировать умение правильно произносить звук «а»;

    вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии;

    закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «А»;

    автоматизировать звук «А» изолированно, в слогах и в словах;

    учить соотносить звук «А» с буквой «А».

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать фонематические процессы (игры «Кто лучше слышит?», «Поймай звук») ;

развивать внимание и память посредством заучивания чистоговорки ;

развивать мелкую моторику рук , выполняя штриховку;

развивать речевое дыхание , выполняя дыхательную гимнастику .

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать навыки инициативности и самостоятельности;

воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование: кукла, зеркало, ленточка, большой красный круг, цветок, трубочка для коктейля, картинка с буквой А, касса букв, картинки ( арбуз, Айболит, ананас).

Ход занятия

1. Организационный момент.

- К нам сегодня в гости пришла кукла Аня. Она хочет посмотреть, как ты занимаешься, и приготовила для тебя несколько заданий.

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («А»). Сегодня мы с тобой продолжим учиться красиво и правильно произносить звук «А».

2. Массаж.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м .

3. Мимическая гимнастика.

- Наша гостья загрустила, давай ей улыбнемся и подмигнем.

4. Артикуляционная гимнастика.

- А теперь давай расскажем Ане интересную сказку. Возьми зеркало, посмотри на себя, улыбнись, начинаем нашу сказку о Веселом Язычке.

Жил-был Веселый Язычок. Жил он в своем домике, открыл он дверь вот так (показ) – рот открыть и закрыть. Потом он вышел на улицу, посмотрел вниз, посмотрел вверх – язык тянуть к носу, к подбородку (упр. «Качели»). Решил он построить около дома «заборчик» (зубы обнажены, губы растянуты) и смастерить дудочку (упр. «Трубочка»). Потом захотел немного отдохнуть и покататься на качелях (упр. «Качели»). Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Сладко зевнул (рот широко открыт) и уснул.

5. Автоматизация звука в изолированном виде.

- Заболело горло у Веселого Язычка, пошел он к врачу. Попросил врач широко открыть рот и сказать: "А–А–А! ”

- Запомни чистоговорку на звук «А»:

А–А–А - высокая гора,

А–А–А – на горе идет игра.

6. Анализ артикуляции и характеристика звука

- Посмотри, губки в спокойном состоянии, ротик широко открыт, язычок спокойно лежит во рту, горлышко «работает» (рука лежит на горлышке). Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху. Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружком.

7. Дыхательная гимнастика.

- А еще Аня принесла тебе трубочку, покажи, как с помощью нее ты умеешь делать бурю в стакане воды (упр. «Буря в стакане») .

- Давай и мы сделаем подарок куколке, посмотри какой красивый цветочек. Понюхай, как он пахнет (упр. «Нюхаем цветочки»)

8. Работа над голосом.

- Аня принесла тебе волшебную ленточку, которая очень любит петь. Намотай ленточку на палец и пропой звук «А»

- Сдела й короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

9. Развитие фонематического слуха.

- Давай поиграем в игру "Кто лучше слышит? ” Я буду называть звуки. Когда услышишь звук «А», хлопни в ладошки :

А, У, О, А, Ы, И, А, Э, Е, О, А.

11. Развитие фонематического восприятия . Игра «Поймай звук» .

- Я буду называть слова, а ты внимательно слушай, если в них услышишь звук «А», то подними красный кружок:

Ананас, кот, Аня, утка, дом, стол, карандаш, автобус.

12. Физкультминутка.

- А теперь давай немного передохнем.

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

( Ребенок долж ен стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

13. Знакомство с буквой А.

Посмотри, на что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А. (показ картинки)

Букву А мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «А» услышать и произнести.

Найди среди букв букву «А».

14. Развитие мелкой моторики.

Обведи и заштрихуй букву А.

15. Автоматизация звука «А» в словах

- Наша гостья хочет загадать тебе загадки. Давай попробуем их отгадать.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны

Так приятен он на вкус,

И зовут его … (Арбуз) .

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит) .

Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий. (Ананас)

16. Итог занятия.

- Теперь узнаем тебя мы всегда

Наш новый знакомый, звук «А»!

- Ты очень хорошо занималась, нашей гостье очень понравилось у тебя в гостях.

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие графомоторных навыков;
  • познакомить с буквой А;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, воображение.

Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.

Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют каждый палец руки)

Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком,а”.

Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).

Логопед: Самый старший – звук,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед:

Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук,а”: ау, оа, ио,..)

3. Определение позиции звука в слове.

Логопед: В этих домиках (раздача пособий - схем) живут слова со звуком,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!

4. Знакомство с буквой А.

Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать - надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по - одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

5. Физминутка.

Игра “Аист”
(дети встают в кружок)

6. Формирование образа буквы А.

Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!

(Логопед проговаривает во время показа)

6. Печатанье буквы А в тетрадях.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы - отгадки со звуком,а”)

Например:

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

(Назовите первый звук в слове “арбуз”)

8. Развитие связной речи.

Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуком,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со звуком,а”)

Машина везёт арбузы.

Мальчик чистит апельсин.

Заяц ест капусту.

Папа и мама собирают урожай.

Логопед :

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы слышим?

Что мы видим и пишем?

(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)

Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).

Шестерина Ольга Валерьевна

Тема: Звук А.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с гласным звуком А .

2. Учить детей внимательно слушать инструкции учителя.

3. Развивать фонематический слух детей и учить детей выделять заданный звук вначале слова.

Оборудование: бубен, шаблон А4 с изображением буквы А , маленькие шаблоны с буквой А , предметные картинки, схема, квадрат для обозначения звука.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Все встаньте и внимательно послушайте, что я скажу (инструкция дается в полголоса): Диана, сядь, Настя, сядь, Ксюша, сядь, все девочки сядьте. Никита, сядь, Саша, сядь, Захар, сядь, все мальчики садятся.

2. Знакомство с темой занятия:

2.1. Повторение понятия «ЗВУК». Закройте глаза и послушайте (постучать в бубен). Что вы услышали? Поднимите руку, кто хочет ответить. Вспомните, с чем мы знакомились на прошлом занятии (со звуком). А что вы сейчас услышали? Когда мы с вами разговариваем, то мы тоже произносим звуки. Звук – это все что мы слышим и произносим.

2.2. Знакомство со звуком А. Послушайте (произнесение звука А ). Сейчас я произнесла звук А . Можно ли его пропеть? Давайте, попробуем (взять клубок ниток и, вытягивая ниточку – тянуть звук А ). Значит звук А можно петь и тянуть. Когда мы произносим этот звук воздух не встречает преграды. Такой звук мы называем гласным и обозначаем его красным квадратиком (показать на доске). (Опрос детей: Звук А какой? Почему? Что с ним можно делать?)

3. Уточнение артикуляции при произнесение звука А. Что делают наши губы и зубы? (широко открыты) А что делает язык? (спокойно лежит)

4. Игра «Веселые ладошки». Я буду называть звуки, а вы когда услышите звук А , хлопните в ладоши. Будьте внимательны.

А, У, И, Э, А, А, Ы, О, У, А.

5. Физминутка. Сейчас встанут тихо-тихо девочки и встанут в круг, а теперь тихо-тихо встанут мальчики и подойдут к девочкам.

«Буратино»

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно, на носочки встать.

Теперь спокойно садимся на места.

6. Работа с картинками. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столах (у каждого ребенка по картинке). У меня тоже есть картинка «арбуз». В этом слове есть звук А ? Где он стоит? (в начале слова). (На доске, на схеме обозначить место звука).

Сейчас вы по очереди будете выходить, и говорить где стоит звук.

7. Знакомство с буквой А. Все, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ , а квадратом какого цвета мы обозначаем звук А ? А какой это звук?

Ребята у вас есть дома фотографии? У звука А тоже есть фотография. (Показать букву А ) Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Правильно, это буква А . Мы ее видим и пишем. А все, что мы видим и пишем – это БУКВЫ .

У вас на столах есть по второму листочку, переверните их. Закрасьте букву А красным карандашом.

8. Итог. С чем мы сегодня познакомились? Звук А какой? Почему? Что такое ЗВУК, БУКВА?

Звуки: [у], [о], [д], [ш], [л], [ш], [з], [с], [ш], [p], [ш], [ж], [ш], [ш], [с], [ч], [ш], [ж], [с], [ш].

Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ш]; развитие навыка звукового анализа; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, черные и белые квадраты (фишки).

Ход занятия:

Оpгмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.

При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлёны, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

Артикуляционная гимнастика.

4. «Подумай, не торопись». С помощью картинок подбери слово, которое начинается на последний звук слова:

мак, кот, тыква, альбом, мама, аист, тополь, липа, антенна, автомат, танк, кубики, индюк, капли.

Игра «Чёрный - белый» - развитие фонематического слуха.

Цель: нахождение звука [ш] в словах, воспринимаемых на слух. Поднимите чёрную фишку, если услышите в слове [ш], белую - если данного звука в слове нет.

мак, шапка, дом, уши, шуба, танк, лук, мыши, шкаф.

Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель: постановка звука [ш]; автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, мяч.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Постановка звука [ш]. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.

Постановка звука [ш] смешанным способом.

3. Артикуляционная гимнастика. (см. Приложение 1, с. 160-163).

4. Закрепление звука [ш] в слогах.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, И, О, У).

Инструкция логопеда:

Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог ША (ШИ, ШО, ШУ).

Самостоятельное воспроизведение слогов.

5. Автоматизация [ш] в слогах.

а) Повтори за мной:

ша - ша - ша ша - ши - ши ши - ша - ша

ши - ши - ши ши - ша - ша ши - ши - ши

ша - ша - ши ша - ши - ша ши - ши - ша

ши - ша - ши ши - ши - ша ша - ша - ши



б) «Закончи слово» - игра с мячом.

Слогом -ша: Слогом -ши:

Да ша камы ши

(Луша, груша, Алёша, Катюша, галоши, шалаши, ниши)

Что лишнее?»

Дети поднимают руку, услышав лишний слог.

Па - па - па - ба пу - пу - бу - пу

по - по - по - бо пы - пы - бы - пы.

Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха; развитие навыка звукового анализа.

Оборудование : зеркало, фишки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [ш] детьми.

При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

Артикуляционная гимнастика.

4. Закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

5. Автоматизация звука [ш] в слогах:

а) Игра «Повтори за мной»:

шо - шо - шо шу - шу - шо ша - ши - шо - шу

ше - ше - ше шу - шо - шу ша - шо - ши - шу

шо - шо - шу шо - шу - шу ша - шу - ши - шо

шу - шо - шо ше - ше - ше ша - шу - шо - ши

шу - шо - шо ше - шо - ше ша - ши - шу- шо

б) «Угадай слово».

Логопед начинает, а ребёнок добавляет часть слова:

ме - ... (шок) ла-шу Мы увидели: Пашу

пу -... (шок) ма-шу Машу

гор -...(шок) пи-шу Мишу

лету -... (шок) ту - шу Дашу

реме -... (шок) про - шу Катюшу

поро -... (шок) ды-шу Алёшу

гребе - .... (шок) ко - шу Наташу

Физкультминутка.

Руки вперёд, вверх, в стороны с одновременным проговариванием слогов: ша - шо - шу - ше.