Конспект занятия в подготовительной группе. Комнатные растения

Буренко Ю.Н.
учитель-логопед,

  • активизация, расширение и уточнение представлений о комнатных

    растениях. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова,

    обучение разгадыванию изографов.

  • Развитие диалогического общения, связной речи, зрительного,

    слухового внимания, мышления, памяти, согласованию речи с движением, тонкой

    моторики.

  • Воспитание положительной установки на участие в занятии,

    активности, самостоятельности, доброжелательности, взаимопомощи. Воспитание бережного

    отношения к природе.

Оборудование:

Предметные картинки по теме, живые комнатные растения, предметы ухода

за ними, мяч, изограф “Кактус”, штриховка “Кактус”, карандаши.

Предварительная работа:

Рассматривание комнатных растений в уголке природы, их изображений в

альбоме “Живая природа”, уход за ними на занятии по ознакомлению с окружающим.

Расширение словаря по теме, отгадывание загадок

Индивидуальная работа:

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. (введение в тему занятия)

    Дети входят в кабинет, встают около столов.

    Сядет тот, кто назовёт любое комнатное растение. (дети называют

    и садятся)

  3. Беседа (активизация словаря, развитие диалогического

    мышления)

  4. Почему эти растения называются комнатными?

    Могут они выжить на улице?

    Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень

    жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать

    им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.

    Как надо ухаживать за комнатными растениями? (поливать, брызгать

    протирать, рыхлить, удобрять)

    Зачем надо это делать?

    Какие инструменты нужны для этого?

  5. Упражнение “Покажи и расскажи” (развитие умения понимать

    словесную инструкцию, образовывать формы глаголов)

  6. Антон, полей фикус. (названный ребёнок встаёт и выполняет

    действие)

    Антон, что ты делаешь? (поливаю фикус)

    Миша, что делает Антон? (поливает фикус)

    Спасибо, Антон, садись. Катя, что Антон сделал? (полил

    Аналогично выполняются другие действия по уходу за растениями.

  7. Упражнение “Четвёртый лишний” (развитие слухового

    внимания, логического мышления)

  8. Слушайте внимательно. Какое слово лишнее. Почему?

    Папоротник, фикус, крапива, фиалка.

    Роза, лилия, хлорофитум, тюльпан.

    Герань, алоэ, фикус, лютик.

    Папоротник, хлорофитум, кактус, фикус.

    Фиалка, бегония, герань, папоротник.

  9. Физкульт. минутка “Мы – растения” (согласование речи с

    движением, снятие эмоционального напряжения и агрессии)

  10. Представьте, что вы – маленькие растения. Сейчас я буду поливать

    вас, а вы – расти, подниматься вверх, тянуться к солнцу. Когда я отойду, растения будут

    вянуть, сохнуть, опускать листочки. Нужно медленно-медленно расслабиться, сесть, опустив

  11. Упражнение “Назови слово” (активизация словаря,

    совершенствование слоговой структуры)

  12. Дети продолжают сидеть в кругу. Логопед передаёт мяч по кругу.

    Назовите, комнатные растения, в названии которых 2 слога.

    Ге-рань…

  13. Упражнение “Сравни и расскажи” (развитие связной речи,

    зрительного внимания)

  14. Логопед помещает на доску изображения фиалки и фикуса.

    Посмотрите внимательно. Чем эти растения отличаются друг от друга.

    (дети находят различия и составляют сравнительный рассказ)

    Аналогично сравнивают алоэ и герань, кактус и папоротник.

  15. Разгадывание изографа “Кактус”
  16. Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, какое слово здесь

    спряталось? Почему вы так считаете? Что вам помогло отгадать эту загадку?

  17. Штриховка “Кактус” (развитие тонкой моторики)
  18. Посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено?

    Заштрихуйте свои кактусы по образцу.

    Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие?

    (колючек ). Нарисуйте их.

    Иногда кактусы что делают? (цветут). Пусть ваши кактусы тоже

    зацветут.

  19. Итог. (оценка работы детей)
  20. ОL>

    О чём мы с вами сегодня говорили?

    Какое комнатное растение вам понравилось больше всего?

    Вам понравилось, как вы работали? А работа кого из детей вам сегодня

    понравилась?

    Какое задание вам понравилось больше всего?


    Желаем успехов!

Конспект итогового занятия по лексической теме: «Комнатные растения».

Открытый городской просмотр логопедического занятия.

Год обучения : второй

Возраст : 5-6 лет

Форма занятия : итоговое фронтальное занятие.

По лексической теме : «Комнатные растения»

Кто проводил : учитель-логопед Колесникова Ирина Анатольевна

Источники :

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс», 2007.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М.: «Вако», 2005.

4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.

Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение».

В работе я использовала пособие Нищевой Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». Пособие отражает все направления работы логопеда.

Материал пособия рассчитан на детей шестого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения).

В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы.

Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад компенсирующего вида

Конспект

Итогового фронтального логопедического

занятия по лексической теме:

«Комнатные растения»

Дата: 20.03.12

Время: 9час.30мин.

Кол-во детей: 6 человек

Кто проводил:

учитель-логопед Колесникова

Ирина Анатольевна

г. Красный Сулин

2012г

Конспект итогового занятия по лексической теме: «Комнатные растения».

Открытый городской просмотр логопедического занятия.

Год обучения : второй

Возраст : 5-6 лет

Форма занятия : итоговое фронтальное занятие.

По лексической теме : «Комнатные растения»

Кто проводил : учитель-логопед Колесникова Ирина Анатольевна

Источники :

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс», 2007.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М.: «Вако», 2005.

4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.

Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение».

В работе я использовала пособие Нищевой Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». Пособие отражает все направления работы логопеда.

Материал пособия рассчитан на детей шестого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения).

В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы.

Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять ). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, игрушка – Домовёнок Кузя, разрезные картинки (по количеству детей).

Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки».

Схема занятия

  1. Оргмомент.
  2. Упр. «Закончи предложение»
  3. Игра «Два-пять»
  4. Упр. «Угадай слово»
  5. Физ. минутка.
  6. Упр. «Божья коровка».
  7. Упр. «Собери цветок для мамы ».
  8. Окончание занятия.

Ход занятия

Л-д встречает детей, организует приветствие.

1. Оргмомент

Л-д : Придумано кем-то

Просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро.

Дети: - Доброе утро!-

Солнцу и птицам.

Доброе утро!-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым….

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Л-д: Сегодня к нам в гости пришёл Домовёнок Кузя он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений.

2. Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. )

А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение».

Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.

Комнатные растения необходимо поливать…

1-…..для того, чтобы они не завяли.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

2-…..для того, чтобы они могли дышать.

Комнатным растениям нужен солнечный свет…

3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.

Комнатные растения нужны человеку…

4-…для того чтобы украшать его дом.

А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…

5-…для того чтобы очищать воздух.

Комнатные растения нужно удобрять…

6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.

(Кузя задаёт детям вопросы.)

Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?

Ответы детей.

3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

(Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)

Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

Ответы детей.

1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й- У меня две герани и пять гераней.

3-й- У меня две традесканции и пять традесканций

4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.

5-й-У меня две фиалки и пять фиалок

6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.

Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)

А сейчас мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.

Вопросы задаёт логопед.

Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус. ) А слово, в котором первый звук [б"], последний - [я]? (Бегония .) А в этом слове первый звук [к], последний - [а]? (Камнеломка. )

А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [ л, и, ф, а, к,а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка ). Обозначьте это слово кружочками.

Дети обозначают слово символами.

Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?

Ответы детей.

Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге….(рань ), тра…..(десканция ). Сколько слогов в этих словах?

Ответы детей.

5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением)

Домовёнок приглашает вас на зарядку.

Проговаривание хором с имитацией движений.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Плавно поднимаем руки вверх.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Качание руками влево-вправо.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Присели, спрятались.

Головой качают,

Движение головой влево – вправо.

Тихо засыпают.

6. Упр. «Божья коровка». (Автоматизация звука [р] в предложении.)

Домовёнок пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р].

Ответы детей.

1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й-Божья коровка летает над геранью.

3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й-Божья коровка летает вокруг герани.

5-й-Божья коровка сидит около герани.

6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.

Ребята у меня произошла неприятность, он нёс в подарок маме - цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.

7. Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.)

Давайте соберем цветы, для мамы домовёнка Кузи:

Дети проговаривают свои действия.

Я кладу стебелёк,…………………..

8. Итог занятия.

Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, я хочу подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы).


Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в старшей группе на примере лексической темы «Комнатные растения »

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели :

а) уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними;

б) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения»:

Слов-предметов: растение, кактус, фикус, фиалка, кливия, герань, плющ, горшок, лейка ;

Слов-признаков: комнатный, зелёный, гладкий, колючий, высокий, цветущий, вьющийся ;

Слов-действий: ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать

в) совершенствование грамматического строя речи:

Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

Формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

Формировать умение согласовывать существительные с числительными два и пять , а так же умение согласовывать существительные с прилагательными в роде .

г) формирование умения составлять предложения по картине и отвечать полным ответом.

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие связной речи;

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;

Развитие слухового внимания;

Развитие координации движения и речи;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие логического мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные цели : воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, воспитание у детей любви и заботы к комнатным растениям.

Оборудование: магнитная доска, наглядный материал «Комнатные растения» - кактус, фикус, герань, фиалка, кливия, плющ, разрезные карточки-пазлы с комнатными растениями, живое комнатное растение фиалка, божья коровка, пособие «Посчитай сколько», заготовка для рисования «Кактус без колючек», карточки «Что лишнее», картина «Живой уголок», лейка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед зазывает ребят к окну.

Л. – Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:

« На окошке у меня целый зимний сад

Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.

Здесь фиалка, кливия

Нежно распускаются,

Подскажите мне ребята,

Как такие растения называются?»

Д. – Комнатные!

Л. – Правильно! А почему такие растения называют комнатными?

Д. – Потому что они растут в комнате.

Л. – Правильно! Молодцы! Тема нашего занятия сегодня «Комнатные растения» и проведу его с вами я, Оксана Николаевна. Садитесь на вои места.

    Уточнение, расширение и активизация словаря. Формирование умения подбирать слова-признаки к словам-предметам.

Игра « Подбери признак к растениям »

Л. – Ребята, посмотрите на доску. Какие растения вы уже знаете?

Д. – кактус, фиалка, герань

Л. – Правильно! А как вы узнали, что это кактус?

Д. – Он колючий.

Л. - Правильно! А фиалка какая?

Д. – Цветущая

Л. – Правильно! А есть ещё комнатные растения фикус, кливия и плющ. Давайте с Вами назовём их признаки.

Фикус (какой?) – высокий, гладкий

Герань (какая?) – мягкая, цветущая

Кактус (какой?) – колючий, зелёный

Кливия (какая?) – высокая, гладкая, цветущая

Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая

Плющ (какой?) – низкий, вьющийся

Л. – Молодцы!

    Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Комнатные растения».

Пазлы « Комнатные растения »

Л. – А теперь каждый из вас соберёт изображение одного из комнатных растений из частей. Кто первый соберёт, поднимет руку! (Дети собирают разрезные картинки)

Л. – Молодец, ты самый первый! Скажи, какое растение у тебя получилось?

Д. – Фиалка.

Л. – Расскажи, фиалка какая? (И т.д. дети рассказывают о своих растениях)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения образовывать существительные в родительном падеже. Формирование отвечать полным ответом. Развитие памяти и внимания.

Игра « Чего не стало? »

Л. – Теперь я хочу проверить насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я –убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

Л. – Чего не стало?

Д. – фиалки

Л. – отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»

Игра проводится для всех растений.

    Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания.

Логопед предлагает детям пройти на ковёр.

Игра « Комнатные растения »

Л. – Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. (логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)

Л. – А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. (Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Логопед ставит горшок с фиалкой перед детьми и берёт Божью коровку.

Упражнение « Божья коровка ».

Л. – Ребята, посмотрите кто к нам прилетел, узнали? Кто это?

Д. – Это Божья коровка

Л. – Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь где Божья коровка? (Логопед убирает Божью коровку под листок)

Д. – Под листом

Л. – вылетела откуда? – Д. - Из-под листа.

Л. – улетела куда? – Д. – за горшок

Л. – вылетела откуда? – Д. – Из-за горшка.

Л. – Ой, а сейчас куда села Божья коровка? – Д. – на руку (и т.д. Божья коровка летает по детям)

Л. – Молодцы1

    Совершенствование грамматического строя речи. Согласование существительных с числительными два и пять.

Игра « Посчитай сколько? »

Л. – Ребята, Божья коровка улетела, но оставила вам много разных растений, разбирайте.

Логопед раздаёт карточки с картинками двух и пяти растений.

Л. – Расскажите, у кого сколько растений?

Д. – У меня два кактуса и пять фиалок

У меня две фиалки и пять фикусов

У меня две кливии и пять гераней

У меня фикуса и пять кактусов и тд.

    Развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительного восприятия.

Игра « Рисуем кактус »

Логопед раздаёт заготовки кактуса без колючек.

Л. – Ребята, какое растение изображено на картинке?

Д. – Это кактус.

Л. – Правильно! А чего не хватает кактусу на картинке?

Д. – колючек

Л. – Давайте вс вместе хором скажем: У кактуса не хватает колючек

Д. – повторяют

Л. – Давайте дорисуем колючки катусу.

Дети дорисовывают кактусу колючки, логопед вывешивает готовые работ на магнитную доску.

Л. – вот какие красивые кактусы у нас получились!

    Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия. Развитие связной речи.

Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.

Игра « Что лишнее? »

Л. – Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.

Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка

Д. – лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.

Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило

Д. – лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.

Л. – Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?

Д. – мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.

Л. – Молодцы!

    Формирование умения составлять предложение по картине на заданную тему. Уточнение и активизация глагольного словаря. Формирование умения отвечать полным ответом. Развитие связной речи.

На магнитной доске вывешена картина «В живом уголке».

Беседа по картине «В живом уголке»

Л. – Ребята, посмотрите на картину. Девочки Катя и Оля трудятся в живом уголке. Они ухаживают за фикусом. Что делает Катя?

Д. – Катя поливает фикус

Л. – Что делает Оля?

Д. – Оля протирает листья.

Логопед вешает вторую картину.

Л. – а эта девочка что делает?

Д. – Девочка опрыскивает цветы.

Л. – Правильно! Растения нужно поливать, протирать и опрыскивать. Зачем ребята нужно ухаживать за растениями?

Д. – За растениями нужно ухаживать, чтобы они не завяли.

11. Заключение.

Л. – Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие?

Л. – какое комнатное растение вам больше всего понравилось?

Д. – Кактус, фиалка, плющ ….

Л. – Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется. До свидания!

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

Данное занятие посвящено практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Комнатные растения». Занятие структурно состояло из 11-ти этапов, каждому из которых соответствовали инструкции.

По лексическому материалу, подобранному с учётом возрастных особенностей, можно определить тему занятия (Комнатные растения).

Началось занятие с организационного момента, цель которого была активизировать внимание детей и подвести их к теме и целям занятия. Дети отгадывали загадку и без труда поняли о чём пойдёт речь на занятии.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На протяжении всего занятия прослеживается работа над мышлением, памятью и вниманием.

Предложенные задания давались в порядке возрастающей сложности.

В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приёмы, позволяющий увлечь детей и создавать положительный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию. Особенно детям понравилась игра «Божья коровка». Считаю, что я выполнила все поставленные задачи и цели, детям занятие явно очень понравилось.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Наше счастье» ст. Тбилисская Краснодарского края

учитель-логопед: С.Ю. Атаманюк ст. Тбилисская 2017г

Возраст: 5-6 лет

Форма занятия: итоговое фронтальное занятие.

Источники:

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс» , 2007.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр) . – М.: «Вако» , 2005.

4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.

Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение» .

В работе я использовала пособие Нищевой Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет) » . Пособие отражает все направления работы логопеда.

Материал пособия рассчитан на детей шестого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения) .

В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников» . В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы.

Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения» . Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять) . Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук) , ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, логопедическая игрушка – Бегемотик-Жужа, разрезные картинки (по количеству детей) .

Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки» .

Схема занятия

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Упр. «Закончи предложение»
  3. Игра «Два-пять»
  4. Упр. «Угадай слово»
  5. Физ. минутка.
  6. Упр. «Божья коровка» .
  7. Упр. «Собери цветок для мамы» .
  8. Итог занятия.

Ход занятия

Учитель-логопед встречает детей, организует приветствие.

Орг. момент

Учитель-логопед:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро.

Дети: - Доброе утро! -
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! -
- Улыбчивым лицам.

И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришёл Бегемотик -Жужа, он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений., а сначала мы вместе с Жужей проведём артикуляционную гимнастику. Жужа будет показывать, а вы повторять за ним упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика для язычка.
  2. Упр. «Закончи предложение» . (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)

Учитель-логопед: А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение» .

Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.

Комнатные растения необходимо поливать…

1-… для того, чтобы они не завяли.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

2-… для того, чтобы они могли дышать.

Комнатным растениям нужен солнечный свет…

3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.

Комнатные растения нужны человеку…

4-…для того чтобы украшать его дом.

А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…

5-…для того чтобы очищать воздух.

Комнатные растения нужно удобрять…

6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.

(Жужа задаёт детям вопросы.)

Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?

Ответы детей.

3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

(Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)

Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

Ответы детей.

1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й- У меня две герани и пять гераней.

3-й- У меня две традесканции и пять традесканций

4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.

5-й-У меня две фиалки и пять фиалок

6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.

Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)

А сейчас мы с Бегемотиком -Жужей хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.

Вопросы задаёт логопед.

Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к] , последний [с] ? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б"] , последний - [я] ? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к] , последний - [а] ? (Камнеломка.)

А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка) . Обозначьте это слово кружочками.

Дети обозначают слово символами.

Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?

Ответы детей.

Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге… (рань) , тра… (десканция) . Сколько слогов в этих словах?

Ответы детей.

5. Физминутка «Наши алые цветки» . (Развитие координации речи с движением) .

Бегемотик приглашает вас на зарядку.

Проговаривание хором с имитацией движений.

Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавно поднимаем руки вверх.
Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.
Качание руками влево-вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,

Присели, спрятались.
Головой качают,
Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.

6. Упр. «Божья коровка» . (Автоматизация звука [р] в предложении.)

Бегемотик пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р] .

Ответы детей.

1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й-Божья коровка летает над геранью.

3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й-Божья коровка летает вокруг герани.

5-й-Божья коровка сидит около герани.

6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.

Ребята у меня произошла неприятность, Жужа нёс в подарок маме - цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.

7. Упр. «Собери цветок для мамы» . (Ориентировка на плоскости.)

Давайте соберем цветы, для мамы бегемотика Жужи:

Дети проговаривают свои действия.

Я кладу стебелёк, …………………

8. Итог занятия.

Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, мы с Жужей хотим подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы) , эти цветы исполняют желания…

Подборка по базе: планы семинарских занятий.pdf , перенос занятий.docx , Интерактивная поддержка логопедических занятий по коррекции пись , План семинарских занятий.doc , Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий. , Контрольная Методика составления и проведения простейших самосто , нищева конспекты 3 период.doc , 1. ОНР конспекты по логопедии.doc , Анализ занятий.docx , Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе д . тема «Комнатные растения». Звуки [с], [ш]

Занятие 1

Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточне­ние, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные рас­тения» (растение, кактус, розан, толстянка, камнеломка, колеус, кливия, герань, бегония, сенполия, фикус, гортензия; подкормка, рых­ление, полив, горшок, поддон,лейка;ухаживать, поливать,рыхлить, опрыскивать; комнатный, сочный, зеленый, гладкий, опушенный, ко­лючий). Совершенствование грамматического строя речи. Совер­шенствование навыков звукового анализа слов (выделение со­гласного на фоне слова). Совершенствование навыков звукобук-венного анализа.

Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тон­кой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества , взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки по теме «Комнатные растения», тетради «Занимаемся вместе»-, № 1 , №2 по числу детей, контейнер с карандашами, горшок с геранью, игрушечная божья коровка, карточка с ребусом, фломастер.

Предварительная работа. Экскурсия в ботанический сад. Рас­сматривание комнатных растений в уголке природы, в зимнем саду, их изображений в альбоме «Живая природа. В мире расте­ний», расширение словаря по теме.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Раз­витие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Вспомните экскурсии в ботанический сад, в уто­лок природы нашей группы, в зимний сад детского сада и подбе­рите названия комнатных растений, начинающиеся со звука [к|.

1 -й ре бе но к. Кактус.

2-й ребенок. Колеус.

3-й ребенок. Кливия.

4-й ребенок. Камнеломка.

Логопед. Очень хорошо. Садитесь.

2. Рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и воспри­ятия.]

Логопед раздает детям тетради «Занимаемся вместе».

Логопед. Посмотрите на картинку «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

1 -й р е б е н о к. Мы видим воспитателя и детей.

Логопед. Куда они пришли? Что они делают?

2-й ребенок. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Логопед. Что делает воспитатель?

3-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Логопед. Что делают мальчики на заднем плане?

4-й ребенок. Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Логопед. Что делают девочки?

1-й ребенок. Девочки рассматривают бальзамин и гортен­зию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Логопед. Какие растения у ребят в уголке природы? По­чему?

2-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

3. Рассказ по картине «Уголок природы». [Развитие связной речи.] .

Логопед предлагает детям составить рассказ по картине.

Логопед. Давайте составим рассказ по картине, но сначала нам нужно составить план рассказа. С чего вы начнете его?

1-й р е б е н о к. Мы расскажем, кого видим на картинке, куда эти люди пришли и что делают.

Логопед. Что вы расскажете потом?

2-й ребенок. Потом мы подробно расскажем, что делают воспитатель, мальчики, девочки.

Логопед. Чем вы закончите рассказ?

3-й ребенок. Мы расскажем, почему в уголке природы такие красивые цветы.

Логопед. Мы составили план рассказа. Подумайте одну ми­нуту и начинайте рассказывать. Даша начнет рассказ, Ваня его продолжит, а Вадик закончит. Настю мы попросим повторить рас­сказ целиком.

1-й ребенок. На картине мы видим воспитателя и детей. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными рас­тениями.

2-й ребенок. Воспитатель показывает мальчику, как надо маленькими грабельками рыхлить землю в горшках с цветами. Мальчики поливают растения из маленьких леечек. Девочки рас­сматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

3-й ребенок. Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Логопед. Очень хорошо. Молодцы! Я вами горжусь! Настя, повтори рассказ целиком.

Ребенок повторяет рассказ целиком. Логопед оценивает работу детей.

4. Подвижная игра «Комнатные растения». [Развитие общей мо­торики, регуляция мышечного тонуса.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать свободно.

Логопед. Давайте вспомним игру , в которую мы уже играли в прошлом году. Присядьте на корточки и представьте, что вы ма­ленькие растения. То растение, к которому я подойду и «полью» из лейки, начнет подниматься, расти, тянуться вверх к солнышку. Нуж­но встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отой­ду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову.

Логопед показывает упражнения для регуляции мышечного тону­са и проводит с детьми игру.

5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Профилактика нарушений пись­менной речи.]

Логопед приглашает детей за столик, раздает тетради и ста­вит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на комнатные растения. Что нарисо­вал художник?

Дети. Это кактус и камнеломка.

Логопед. Обведите камнеломку и горшок, в котором она растет, а потом раскрасьте картинку.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как они рабо­тают.

6. Игра «Что липшее?» [Развитие зрительного внимания, вос­приятия, мышления, связной речи.]

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами, помеща­ет на доску альбом «Живая природа. В мире растений».

Логопед. Рассмотрите и назовите комнатные растения.

Дети. Герань, сенполия, кактус, бегония, камнеломка, тра­десканция.

Логопед. Подумайте, какое из растений лишнее и почему.

1 -й р е б е н о к. Лишний кактус, потому что это единственное колючее растение.

2-й ребенок. Лишний кактус, потому что в его названии нет буквы Н, а во всех остальных названиях она есть.

7. Упражнение «Божья коровка». [Совершенствование грамма­тического строя речи. Автоматизация звука"[р] в предложении.]

Логопед убирает альбом, ставит на стол горшок с геранью, бе­рет в руки маленькую божью коровку на «липучке».

Логопед. Я хочу предложить вам поиграть с божьей коров­кой. Вы будете рассказывать, что она делает. Следите за правиль­ностью произношения звука [р].

Логопед совершает действия с игрушкой, а дети комментируют их.

1-й р е б е н о к. Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й ребенок. Божья коровка слетела с горшка и летает над геранью.

3-й ребенок. Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й ребенок. Божья коровка летает вокруг герани. т. п.) Логопед убирает горшок и игрушку и оценивает работу детей.

8. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представ­лений (определение места звука в словах).]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страничку тетради. В ниж­ней ее части задание на определение места звука в словах. Опре­делите место этого звука в словах душ, кошка, шарф и раскрасьте соответствующий квадратик в «светофорчике» около картинки, а потом правильно раскрасьте картинки.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убира­ет тетради и контейнер с карандашами.

9. Разгадывание ребуса. (Развитие навыка звукобуквенного анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску картонку с ребусом, готовит фломастер.

Логопед. Давайте отгадаем ребус.

Логопед. Как вы разгадаете первую часть ребуса?

Дети. В слове мак надо букву М заменить на букву К. Полу­чится часть слова как.

Логопед. Напишите ее.

Логопед. Как разгадать вторую часть ребуса?

Д е т и. Из слова туча надо убрать две последних буквы. Оста­нется ту.

Один из детей пишет часть слова на доске.

Д е т и. И теперь надо добавить букву С. Один из детей дописывает букву.

Дети. Кактус.

Логопед. Отлично. Вы разгадали очень трудный ребус. Я вами горжусь.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать о том , чем они занима­лись, и оценить работу друг друга.
Занятие 2

Коррекционно-о бразовательные цели. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствова­ние навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование на­выка чтения слогов и слов с новой буквой Шш. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений (дифференциация звуков [с] и [ш] в предложении), зрительного и внимания и восприятия, мышле­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно -воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше­ния к природе.

Оборудование. Магнитная доска, комплект фломастеров к ней, коврограф, предметные картинки с изображениями комнатных

растений, карточки-схемы для игры «Шифровки», картинки-пазлы, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, плос­костное изображение кактуса, мелкие картинки со звуками [с] и [ш] в названиях, алгоритм рассказа о комнатном растении, контурные картинки с изображениями комнатных растений.

Предварительная работа. Беседа о комнатных растениях, спо­собах их размножения, уходе за ними на занятии по ознакомле­нию с окружающим.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и активизация слова­ря по теме «Комнатные растения». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Сначала сядут те дети, которые вспомнят назва­ния растений, состоящие из двух слогов. 1 -йребенок. Ге-рань. 2 -й ребенок. Фи-кус.

Логопед. Теперь сядут те дети, которые вспомнят названия растений из трех слогов.

3-й ребенок. Баль-за-мин. 4-й ребенок. Кли-ви-я.

Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с первым зада­нием.

2. Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха.]

Логопед предлагает детям сесть правильно и быть вниматель­ными.

Логопед. А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внима­тельно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете опреде­лять, какое слово лишнее и почему. Гортензия, стебель, колеус, фикус, бальзамин. Что лишнее?

Дети. Лишнее слово стебель. Это часть растения. А все ос­тальные слова - названия комнатных растений.

Логопед предлагает детям еще два-три аналогичных задания, а потом оценивает работу детей.

3. Игра «Шифровки». [Развитие навыка звукобуквенного ана­лиза.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями комнатных растений.

Логопед. Посмотрите на картинки и назовите комнатные растения, изображенные на них.

Дети. Герань, кактус, фикус, бальзамин.

Логопед помещает на магнитную доску две карточки.

Рис. 47
Логопед. Я предлагаю вам сыграть в игру «Шифровки». Подберите картинку к карточке-шифровке, на которой схема слова изображена с помощью синих кружков и букв. Для работы я разделю вас на две команды. В первой команде будут Вадик и Ариша. Они найдут картинку к первой схеме. Во второй команде будут Ваня и Настя. Они подберут картинку ко второй схеме. На­деюсь, вы помните, какие звуки обозначают синие кружки.

Дети. Они обозначают твердые согласные звуки.

Логопед приглашает детей, к доске предоставляет им возмож­ность посовещаться и выбрать картинки. Картинки помещаются над схемами. Остальные картинки логопед убирает.

Логопед. Расшифруйте и запишите под схемами слова. Пусть это сделают девочки, а мальчики будут им подсказывать.

Дети пишут слова: кактус, фикус. Команды проверяют и оцени­вают работу друг друга. Логопед награждает всех наклейками.

4. Пазлы «Комнатные растения» (8 частей). [Развитие зритель­ного гнозиса и конструктивного праксиса.]

Логопед убирает картинки и схемы, стирает с доски слова, приглашает детей за стол, раздает им пазлы (рис. 48).

Логопед. А теперь каждый из вас соберет изображение одного из комнатных растений из частей. Выполняйте работу.

Дети выполняют работу. Логопед оценивает ее.

5. Подвижная игра «Комнатные растения» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Комнатные растения»). [Развитие общей мото­рики, регуляция мышечного тонуса.]

Логопед приглашает детей на ковер и проводит с ними подвижную игру.

6. Работа в тетради №2. [Развитие навыка звукового анализа слов.]

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Вы разгадали такие сложные шифровки, что со следующим заданием справитесь без труда. Я в этом не сомнева­юсь. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Вы должны выполнить звуковой анализ слова шар и раскрасить кружки в схеме, а потом раскрасить шар в такой цвет, который вам нравится.

Дети самостоятельно выполняют задание и комментируют его выполнение по просьбе логопеда. Логопед может задать детям не­сколько вопросов в ходе выполнения задания.

Логопед. Почему ты раскрашиваешь первый кружок синим карандашом, Арина?

1 -й р е б е н о к. Он обозначает твердый согласный звук [ш].

Логопед. Почему в твоей схеме два синих кружка, Ваня?

2 -й р е б е н о к. В этом слове два согласных твердых звука: [ш], |р]. (И т. п.)

Дети заканчивают работу, логопед оценивает ее, собирает тетради, убирает контейнер с карандашами.

7. Упражнение «Украсим кактус». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [с]-[ш] в предложении).]

Логопед приглашает детей к коврографу, закрепляет на нем плоскостное изображение большого кактуса, рассыпает на столике картинки {сосулька, свеча, подсолнух, лиса, кошка, мышка, шар, ля­гушка, хлопушка, груша, Петрушка, Чебурашка) с приклеенными к ним «липучками».

Логопед. Давайте представим, что мы с вами попали в Мек­сику. Скоро Новый год. У нас нет елки, зато есть огромный кактус. Давайте украсим кактус предметами со звуком [ш] в названиях. Вы­бирайте картинку и начинайте ответ со слов я повешу на кактус...

Дети выполняют задание, украшают кактус игрушками, ком­ментируя свои действия. Логопед оценивает их работу.

8. Рассказы о комнатных растениях по схеме. [Развитие связной речи, мышления.]

Логопед убирает пособия и приглашает детей за стол. На маг­нитную доску он помещает схему рассказа о комнатных растениях (рис. 49), а на столе раскладывает картинки с их изображениями.

Логопед. Теперь я хочу предложить вам рассказать о ком­натных растениях. Выберите каждый по одной картинке и, поль­зуясь схемой, составьте рассказ. Сначала назовите растение, по­том скажите, комнатное оно или садовое, опишите его части, рас­скажите об уходе за ним.

Логопед предоставляет детям одну минуту для подготовки к рассказу.

1 -й ребенок. Это герань. Герань - комнатное растение. У нее прочные стебли, округлые волнистые листья и нежные ро­зовые цветы. Герань нужно поливать, опрыскивать, она хорошо растет на светлом месте у окна.

Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им выбрать лучшего рассказчика.

9. Игра «Книжка-раскраска». [Автоматизация произношения звука [р] в предложении.]

Логопед убирает алгоритм и картинки, раздает детям карточ­ки с контурными изображениями комнатных растений.

Логопед. Это картинки из книжки-раскраски девочки Тамары. Расскажите, что будет раскрашивать Тамара. Пра­вильно стройте предложения и следите за произношением звука [р].

1 -й р е б е н о к. Тамара раскрасит монстеру. 2-й ребенок. Тамара будет раскрашивать гортензию. 3-й ребенок. Тамара хочет раскрасить герань. 4-й ребенок. Тамаре нужно раскрасить традесканцию. Логопед. Отлично! Вы очень красиво говорили и правильно построили предложения.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли , а потом оценивает их работу.

Как называется растение?
Оно комнатное или садовое?
Какие части есть у растения? Их особенности.
Как за ним следует ухаживать?

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа­ция словаря по теме «Комнатные растения». Формирование це­лостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совер­шенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика на­рушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Магнитная доска, пальчиковый бассейн с чече­вицей, листья комнатных растений, серия картинок «Аленький цветочек» (Учимся рассказывать. Серии картинок и конспекты занятий к ним,- СПб., ДЕТСТ­ВО-ПРЕСС, 2007.), предметные картинки с изображениями комнатных растений, контейнер с карандашами, слоговые схемы, карточки с недорисованными растениями,

Предварительная работа. Рассматривание и сравнение листьев комнатных растений, обогащение словаря прилагательными опу­шенный, мясистый, сочный, глянцевый, гладкий, блестящий.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Подбери листок».

[Развитие зрительного внимания и восприятия. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглаша­ет их к столу, на котором стоит пальчиковый бассейн. В бассейне среди чечевицы спрятаны листья комнатных растений.

Логопед. Опустите руки в бассейн и найдите каждый по одному листочку.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы узнали, с каких листьев эти растения? Скажи­те, с какого растения ваш листок, какой он по цвету, по форме, на ощупь?

1 -й ре бен ок. Это лист герани. Он круглый, волнистый, мяг­кий, зеленый.

2-й ребенок. Ау меня лист фиалки. Он круглый, мясистый, опушенный, зеленый.

3-й ребенок. Я нашел лист фикуса. Он овальный, заострен­ный, гладкий, блестящий.

4-й ребенок. Ая нашла лист бегонии. Он заостренный, се­ребристый, пятнистый, сочный.

Логопед. Правильно. Вы узнали листья комнатных расте­ний. Сегодня мы продолжим разговор о них.

2. Упражнение «Составь и прочитай». [Совершенствование на­выка чтения предложений.]

Логопед убирает пальчиковый бассейн со стола.

Логопед. Переверните листья и прочитайте слова, написан­ные на них.

Дети переворачивают листья и читают наклеенные на них слова.

1-й ребенок. Шапка

2-й ребенок. У Маши

3-й ребенок. Шубка

4-й ребенок. У Даши

Логопед. Разбейтесь на пары так, чтобы у вас получилось два предложения.

Дети выкладывают на столе и читают два предложения.

Д е т и. У Маши шапка. У Даши шубка.

Логопед. Молодцы. Очень хорошо. Логопед убирает листья со стола.

3. Упражнение «Дорисуй картинку». [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики. Профилактика нару­шений письменной речи.]

Логопед раздает детям картинки и ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Художник начал рисовать комнатные растения, но не закончил работу. Он нарисовал ровно половину картинок. До­рисуйте их и раскрасьте. Вы должны нарисовать точно такие же половинки, как те, что мы видим у художника.

Дети выполняют работу, логопед оценивает ее, а потом убира­ет рисунки и контейнер с карандашами.

4. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». [Совер­шенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями комнатных растений {герань, кактус, фикус, пальма, фиалка, кливия, бальзамин, колеус) и две слоговых схемы.

Логопед. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разо­бью вас на две команды. Одна выберет растения, названия кото­рых делятся на два слога, и поместит их изображения под первую схему, а вторая выберет растения, названия которых делятся на три слога , и поместит их под вторую схему. Победит та команда, которая быстрее и правильнее справится с работой.

Логопед разбивает детей на команды. Дети выполняют задание. Все вместе они определяют победителя.

5. Рассматривание серии картинок «Аленький цветочек» и беседа о ней. [Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на магнитную доску серию из четырех кар­тинок.

Логопед. Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

Логопед предлагает всем выйти к доске и вместе выполнить эту работу.

Логопед. Молодцы. Вы правильно расставили картинки. Сегодня по этим картинкам мы будем составлять рассказ «Алень­кий цветочек», но сначала давайте побеседуем. Послушайте нача­ло рассказа, а потом ответьте на мои вопросы.

Оля и Юля - близ­нецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа - дом для нее. Дядя - мяч. Дедушка - «Волшебные сказки». А что принесла им бабушка?

1 -й ребенок. Бабушка принесла им по маленькому горшоч­ку с землей.

Логопед. Как вы думаете, что она сказала девочкам?

2-й ребенок. Бабушка сказала: «Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и произойдет чудо».

Логопед. Что сделали девочки?

3-й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла.

Логопед. Что произошло через неделю?

4-й ребенок. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а скоро на высоком стебле распустился прекрас­ный цветок.

Логопед. Что закричала Оля, увидев цветок? Вспомните на­звание рассказа.

1 -й ребенок. «Аленький цветочек!» - закричала Оля.

Логопед. Что сказала ей бабушка? Она же видела, как Оля заботилась о цветке.

2-й ребенок. «Это амариллис. Он отблагодарил тебя за за­боту».

Логопед. А что сказала Юля, увидев, какой цветок вырасти­ла ее сестра?

3-й ребенок. Юля взяла свой горшочек с землей и удиви­лась: «А где же мой цветочек?»

Логопед. Что ответила ей бабушка?

4-й ребенок. «А твой цветочек погиб, потому что ты не уха­живала за ним», - вздохнула бабушка.

Логопед. Вы-то хорошо знаете, как надо ухаживать за ком­натными растениями. Не зря у нас в группе такие красивые цветы.

6. Гимнастика «На окне в горшочках». [Развитие общей мото­рики.]

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.


На окне в горшочках

Дети сидят на корточках лицом в

Поднялись цветочки.

круг, медленно встают.

К солнцу потянулись,

Тянутся на носочках, руки вверх, ши-

Солнцу улыбнулись.

роко в стороны.

К солнышку листочки

Ладони повернуть вверх.

Повернут цветочки.

Повернут бутоны.

Руки соединить над головой, медленно

В солнышке утонут.

развести в стороны.

И. Нищева

7. Подготовка к рассказу по серии картинок.

Логопед приглашает детей за стол, предлагает подумать и под­готовиться к рассказу по серии картинок.

8. Рассказ по серии картинок по частям. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает троим детям составить рассказ по частям. При необходимости он напоминает каждому ребенку, о чем тот будет говорить. Затем дети составляют рассказ.

1 -й р е б е н о к. Оля и Юля - близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа - дом для нее. Дядя - мяч. Дедушка - «Волшебные сказки». А бабушка принес­ла по маленькому горшочку с землей и сказала:

2-й ребенок. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю в Олином гор­шочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

Аленький цветочек! - закричала Оля.

3-й ребенок. Бабушка улыбнулась и сказала:

А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, - вздохнула бабушка.

9. Обобщающий рассказ по серии картинок. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает четвертому ребенку повторить рассказ це­ликом.

4 -й ребенок. Оля и Юля - близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им куклу Барби. Папа - дом для нее. Дядя - мяч. Дедушка - «Волшебные сказки*. А бабушка принес­ла по маленькому горшочку с землей и сказала:

Поставьте горшочки на окно, поливайте через день, и про­изойдет чудо.

Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой гор­шочек забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеле­ный росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.

Аленький цветочек! - закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала:

Это амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.

А где же мой цветочек? - спросила Юля.

А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним,- вздохнула бабушка.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед подводит итог занятия и предлагает детям выбрать лучшего рассказчика. Этот ребенок получает приз.
Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование сущест­вительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы. Совершенствование на­выка слогового анализа слов. Автоматизация звука [р] в предло­жении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на задан­ный звук), зрительного внимания, восприятия, мышления, тон­кой и артикуляционной моторики, координации речи с движе­нием.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков со­трудничества в игре и на занятии , самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки с изоб­ражениями комнатных растений, контейнеры с фишками для сло­гового анализа и анализа предложений, плоскостное изображение девочки, сюжетная картинка, коврограф, плоскостные изображе­ния растений, состоящие из частей.

Предварительная работа. Рассматривание комнатных расте­ний в зимнем саду, составление словосочетаний: две пальмы, пять кактусов, три бегонии и т. п. Работа над сложноподчиненным предложением со словами для того чтобы на индивидуальных за­нятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование граммати­ческого строя речи (согласование существительных с числитель­ными два и пять). Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на ко­тором лежат предметные картинки с изображениями комнатных растений), организует приветствие.

Логопед. Посмотрите на картинки. На них нарисованы комнатные растения. Сначала сядет тот, кто сможет представить, что у него на картинке не одно, а два и пять растений, и расскажет об этом.

1-й ребенок. У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й ребенок. У меня два фикуса и пять фикусов.

3-й ребенок. У меня две пальмы и пять пальм.

4-й ребенок. У меня две бегонии и пять бегоний.

Логопед. Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

2. Соревнование «Кто скорее?» [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед ставит на стол контейнеры с фишками для слогового анализа слов.

Логопед. Проведем соревнование. Разделите название рас­тений на своей картинке на слоги и положите под картинку столько фишек, сколько в слове слогов. Кто скорее? Раз, два, три. Начали!

Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу и опре­деляет победителя.

3. Упражнение «Закончи предложение». [Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы.]

Логопед убирает картинки и фишки со стола.

Логопед. А теперь - игра «Закончи предложение». Я начи­наю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающую­ся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение цели­ком.

Комнатные растения необходимо поливать...

1 -й р е б е н о к... .для того, чтобы они не завяли.

Логопед. Листья на комнатных растениях нужно протирать...

2-й ребенок. ...для того, чтобы они могли дышать. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Комнатным растениям нужен солнечный свет...

3-й ребенок. ...для того, чтобы они могли хорошо расти. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Комнатные растения нужны человеку...

4-й ребенок. ...для того, чтобы украшать его дом. Затем ребенок повторяет предложение целиком.

Логопед. Чудесно. Это было трудное задание. Вы просто молодцы.

4. Упражнение «Составь схему предложения». [Развитие речево­го слуха. Совершенствование навыка анализа предложений.]

Логопед помещает на магнитную доску картинку, ставит на стол фишки для анализа предложения.

Логопед. Посмотрите на картинку и составьте простое предложение.

Дети. Девочка поливает фиалки.

Логопед. Возьмите фишки и составьте схему предложения. Лети выполняют задание. Логопед проверяет выполнение зада­ния и задает детям несколько контрольных вопросов .

Логопед. Сколько слов в этом предложении?

Д е т и. В этом предложении три слова.

Логопед. Произнесите второе по счету слово.

Дети. Поливает.

Логопед. Какой знак вы поставили в конце предложения?

Дети. Точку.

Логопед убирает картинку и фишки.

5. Игра «Что растет в зимнем саду у Иры». [Автоматизация про­изношения звука [р] в предложении.]

Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображе­ние девочки с лейкой и картинку с изображением гортензии.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Кирилл?

1-й ребенок. У Иры растет гортензия.

Логопед помещает на доску картинку с изображением традес­канции.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Саша?

2-й ребенок. У Иры растут гортензия и традесканция. Логопед помещает на доску картинку с изображением монстеры.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Настя?

3-й ребенок. У Иры растут гортензия, традесканция и монстера.

Логопед помещает на доску картинку е изображением герани.

Логопед. Что растет в зимнем саду у Иры, Диана?

4-йребенок. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и герань.

Логопед. Давайте все вместе повторим последнее предложе­ние.

Д е т и. У Иры растут гортензия, традесканция, монстера и ге­рань.

Логопед убирает картинки с магнитной доски.

6. Подвижное упражнение «Вот такие!» [Развитие обшей мото­рики, творческого воображения.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер.

Логопед. А сейчас я проверю , умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать вас о том, как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будете изображать их и говорить: «Вот такие!»

Логопед. Какие у кактусов иголки?

Дети показывают растопыренные пальцы.

Дети. Вот такие!

Логопед. Какие у нас в зимнем саду пальмы?

Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.

Дети. Вот такие!

Логопед. Какие цветы у глоксинии? Дети изображают руками «фонарики».

Дети. Вот такие!

Логопед. Какие стебли у традесканции? Дети наклоняются, опускают расслабленные руки.

Дети. Вот такие!

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки.

7. Игра «Исправь ошибки». [Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает перед детьми коврограф, на котором закреп­лены плоскостные изображения растений, состоящие из частей. Части растений перепутаны.

Логопед. Посмотрите на растения. Правильно ли я собра­ла их?

1 -й р е б е н о к. Нет. У герани один лист монстеры.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

2-й ребенок. У фикуса цветы герани.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

3-й ребенок. У монстеры листья фикуса.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

4 -й ребенок. У фиалки листья герани.

Логопед. Исправь мою ошибку.

Ребенок исправляет ошибку.

Л о г о п е д. Вы исправили все ошибки. Молодцы.

8. Упражнение «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед предлагает детям продолжить игру.

Логопед. Теперь вы будете закрывать глаза по моей команде, а я - убирать одно растение. А вы будете рассказывать, чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

Логопед. Чего не стало?

1-й ребенок. На стало фиалки.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок. Логопед оценивает работу детей и убирает пособия.

9. Упражнение «Расставь цветы». (Развитие фонематических представлений.]

Логопед приглашает детей за стол, помещает на магнитную доску перед ними карточки с буквами, а на столе раскладывает кар­точки с изображениями цветов (бегония, бальзамин, кактус, колеус, фиалка, фикус, глоксиния, гортензия).

Логопед. Какие буквы вы видите на доске?

Дети. Б, К, Ф, Г.

Логопед. Расставьте карточки с изображениями комнатных растений под те буквы, с которых начинаются их названия.

Дети выходят к доске и все вместе выполняют работу. Логопед оценивает ее.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.]

Логопед подводит итог изучения лексической темы и оценивает работу каждого ребенка.
Март, 3-я неделя

Лексическая