Игумен Евстафий (Жаков): Убрать вождя Ильича из мавзолея – это кощунство. Игумен Евстафий (Жаков): «Тело В.И.Ленина должно и дальше находиться в Мавзолее на Красной площади Интервью брал И.Пыхалов

Особа:898855

Generation of a large tree takes a lot of resources of our web server. Anonymous users can only see 7 generations of ancestors and 7 - of descendants on the full tree to decrease server loading by search engines. If you wish to see a full tree without registration, add text ?showfulltree=yes directly to the end of URL of this page. Please, don"t use direct link to a full tree anywhere else.

1 1/1 ♂ Михаил Михайлович Евстафий Жаков [Жаковы ]

псевдоним: Игумен Евстафий; П.: врач, философ; настоятель храма Св. Ольги; Орг.: Храм Св. равноапостольной княгини Ольги в Михайловке (г. СПб); АОрг.: 198206, г. СПб, Петергофское ш., д. 106; АДом.: 190008, г. СПб, ул. Садовая, д. 117, кв. 27; Р.: 06.04.1941, г. Иваново; Род.: Михаил Павлович, Елена Болеславовна; ЗП.: О.Е. Ардашева - бабушка по отц. лин. - двоюр. сестра В.И. Ленина, Володко Болеслав Казимирович - родственник по матер. лин. - один из организаторов восстания в Польше 1863 г. ; О.: 1964 - Ивановский мед. ин-т, врач; 1970 - Ивановский пед. ин-т, аспирант., канд. филос. н.; К.: с 1964 - врач скорой помощи участка Леспромхоза, (ок. 20 лет);, Ивановский хим.-технол. ин-т, доц. каф., преп. филос. (ок. 4 лет); 1974 - как чел., посещ. церковь, искл. из партии и уволили с работы на каф.; по благословению Преподобного Леонтия Ивановского стал священником РПЦ; с 2000 - церковь Св. Ольги; ОД.: восстановление 3 храма: Серафима Саровского г. Пудож (Карелия), Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, Св. Петра и Павла в Знаменке под Петергофом; Пб.: 8 ст. в журн. по философии; У.: игра на пианино, классич. музыка; Яз.: англ.;

Во времена «расцвета» советского государства преследованиям со стороны правоохранительных органов подвергся еще один, правда далекий, родственник В. И. Ленина. В 1976 году в их поле зрения попал некто Михаил Жаков, ассистент кафедры гинекологии Ивановского государственного медицинского института. Происходил он из старой интеллигентной семьи. Его отец, Михаил Павлович Жаков, долгие годы заведовал кафедрой челюстно-лицевой хирургии в том же институте. Молодой, талантливый, всегда при деньгах, Михаил-младший пользовался успехом у женщин и отвечал им взаимностью. Но такой образ жизни, не свойственный «честному советскому труженику многих раздражал. Правоохранительные органы нашли повод для обыска на квартире Жакова. Прибывшая на место следственная группа была поражена увиденным – квартира напоминала музей. Ведь даже большей страстью, чем женщины, для Михаила было коллекционирование предметов старины. Во время обыска была найдена огромная красная папка с золотым тиснением. Документы, находившиеся в ней, потрясли сыщиков даже больше, чем богатый интерьер. Несколько листов, заверенных самыми авторитетными печатями, свидетельствовали, что Михаил Михайлович Жаков по линии Бланков является потомком Владимира Ильича Ульянова-Ленина. С подобной ситуацией в милиции еще не сталкивались и что делать, естественно, не знали. Обыск немедленно прекратили и отправились к начальству за дальнейшими распоряжениями.

Оказалось, что все родственники Ленина тщательно зарегистрированы, так как являются носителями золотой части генофонда Советского Союза. Самые «удобные для власти» были этой властью обласканы и жили в свое удовольствие – питались из спецраспределителей, отдыхали в лучших домах отдыха и санаториях ЦК. С теми же, кто по какой-либо причине был власти неудобен, она особенно не церемонилась. Как, например, с Михаилом Жаковым. Даже родство с Лениным не спасло его от преследования, суда и ссылки. Для Жакова никак не могли найти подходящую статью в криминальном кодексе. Наконец удалось зацепиться за старинную икону. Когда-то она висела на стене разрушенной и превращенной в колхозный склад церкви. Жаков, договорившись с председателем колхоза, выкупил ее. О факте купли-продажи свидетельствовала квитанция, которая стала позже единственным вещественным доказательством. Следователь повернул все таким образом, что Михаил вступил в преступный сговор с председателем колхоза с целью хищения социалистической собственности. За такое могли дать 5 лет с конфискацией. Но следователь «сжалился» над Жаковым и предложил только два года высылки в обмен на безвозмездную передачу всей антикварной коллекции Ивановскому краеведческому музею. В Сибири Михаил Жаков не сломался, а суровые условия помогли ему осознать свое новое предназначение – лечить не тела, а души людские. Сейчас человек, бывший в миру подающим надежды доктором, служит настоятелем монастыря в одной из северных областей России. Видимо, икона та была знамением свыше.

Игумен Евстафий (Жаков) был настоятелем восстанавливаемого в Старой Ладоге на Малышевой горе храма Рождества Святого Иоанна Предтечи. Храм был полностью восстановлен, гостеприимно принимал многочисленных паломников и трудников. Далее - отец Евстафий - настоятель храмов - Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Знаменке, затем - храма Святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги в Стрельне. Все эти храмы восстановлены буквально из руин . Сейчас в них проводятся постоянно службы, принимаются паломнические группы, а игумен Евстафий стал настоятелем уже другого храма - пришла пора восстанавливать собор Рождества Святого Иоанна Предтечи в легендарной Шлиссельбургской крепости "Орешек", основанной в 1382 г.
было....
Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи на Малышевой горе
стало.



Настоятель -игумен Евстафий (Жаков)




Крепкий Орешек

Игумен Евстафий и иеромонах Гавриил во время Божественной литургии в храме Иоанна Предтечи на острове Орешек. Состоялась первая Божественная литургия в начавшем восстанавливаться храме в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

На развалинах храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга близ Санкт-Петербурга 21 ноября с.г. состоялась первая за последние девяносто лет Литургия. Совершили ее недавно назначенный настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи игумен Евстафий (Жаков) и иеромонах Гавриил, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Не так уж и много найдется в России мест, подобных этому продутому студеными ладожскими ветрами островку.

У основанной внуком Александра Невского князем Юрием Даниловичем крепости Орешек - героическое прошлое, и понятно, почему шведы так стремились овладеть ею. За девяносто лет оккупации они перевели на свой язык название крепости - она стала Нотебургом - и укрепили цитадель, но 11 октября 1702 года русские войска «разгрызли» шведский орех.

Говорят, что Петр I послал на остров офицера с приказом командиру штурмующего отряда подполковнику Семеновского полка Михаилу Михайловичу Голицыну отступить. Голицын ответил посыльному: «Скажи Царю, что теперь я уже не его, а Божий», - и велел оттолкнуть от острова лодки. Штурм продолжался. Крепость была взята. Павших во время штурма героев похоронили внутри крепости.
На стене церкви Иоанна Предтечи была установлена доска в память о них, но потом эту доску увезли в музей города.

Ну а герой штурма, конечно, не мог знать тогда, что берет крепость, в которую через несколько лет засадят его брата, князя Дмитрия Михайловича Голицына.

Петр I переименовал вставшую в истоке Невы крепость в Шлиссельбург - «ключ-город», объявляя тем самым, что этим ключом он открывает для России выход к Балтийскому морю.
Однако новая, придуманная Петром I, задача крепости оказалась ненужной русской истории, потому что не прошло и полгода, как сломан был сам замок. В устье Невы тогда началось строительство Санкт-Петербурга, и хотя Шлиссельбург укреплялся все эти годы, никакого участия в боевых действиях он уже не принимал. Прошло более полутора десятков лет, прежде чем Петр I решил употребить свой «ключ» в тюремных целях.

Первой узницей Шлиссельбурга он сделал свою сестру, царевну Марью Алексеевну, обвинив ее в заговоре, в котором она не участвовала. А следом за сестрой превратил в узника «города-ключа» и святого благоверного князя Александра Невского, вернее его святые мощи, которые посмели не поспеть в Петербург к празднованию годовщины Ништадтского мира. Решено было не ввозить их в Петербург до следующей годовщины и держать весь год в Шлиссельбургской крепости.
Переход от воинской доблести к новой специальности нелегко дался старинной русской крепости, и в скрежете тюремного ключа различается нечто большее, чем обыкновенное лишение свободы.
В 1723 году в крепости случился пожар и святые мощи Александра Невского сильно пострадали в огне, но все равно по воле Петра I были торжественно встречены в Санкт-Петербурге.

На пер вой Литургии словно молились вместе со всеми от литые в бронзе воины-защитники Шлиссельбургской крепости... Торжественно встретили и другую узницу Шлиссельбурга - Евдокию Лопухину. Ее засадила в крепость императрица Екатерина I, но через год царица Евдокия вышла на свободу, и вышла уже… бабушкой императора Петра II.
А «город-ключ» продолжал скрежетать, смыкая несмыкаемое, и племянница Петра I Анна Иоанновна заточила в крепость членов Верховного Тайного совета, которые избрали ее на царство: братьев Долгоруких и князя Дмитрия Михайловича Голицына.
Узником Шлиссельбурга стал и курляндский герцог-временщик Эрнест Иоганн Бирон, сделавшийся после ее кончины регентом при четырехмесячном императоре Иоанне VI Антоновиче. Впрочем, Бирон сидел в Шлиссельбурге всего полгода, а вот Иоанну VI Антоновичу не повезло. Он просидел в крепости «безымянным колодником» девять лет и был убит при попытке поручика Мировича освободить его.
Кровь безвинного страдальца обагрила древние камни Шлиссельбурга.
Больше царственных особ в Шлиссельбургскую крепость не сажали.
Теперь узниками цитадели были участник башкирского восстания мулла Батырша Алеев, убитый при попытке побега, и масон, издатель Николай Иванович Новиков; декабристы: Михаил, Николай и Александр Бестужевы, а также друг Пушкина И.И. Пущин, и другие. Среди них - поляк Валериан Лукасинский, проведший в одиночном заточении почти 38 лет; основатель и вдохновитель «Общества святых Кирилла и Мефодия» Николай Иванович Гулак; известный революционер-анархист Михаил Александрович Бакунин; участник заговора Каракозова Николай Андреевич Ишутин и член центрального национального комитета Польского восстания 1863 года Бронислав Шварце; народовольцы Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, Т.А. Лопатин и другие.
В Шлиссельбурге производились теперь и казни.
10 октября 1884 года у крепостной стены, обращенной к Ладожскому озеру, повесили членов военной организации «Народной воли» офицеров А.П. Штромберга и Н.М. Рогачева, а 8 мая 1887 года - обвиняемых по делу «1 марта» А.И. Ульянова, П.Я. Шевырева и еще трех человек. «Среди русского народа, - сказал тогда Александр Ульянов, - всегда найдется десяток людей, которые настолько горячо чувствуют несчастье своей родины, что для них не составляет жертвы умереть за свое дело. Таких людей нельзя запугать чем-нибудь».
И слились эти слова со скрипом ключей, открывающих двери злу и мраку, скопившемуся в шлиссельбургских подземельях, и откликнулся на них гимназист в далеком Симбирске, сказавший: «Мы пойдем другим путем».
Безконечным и кровавым для России оказался этот путь, и вот, кажется, и нет уже давно ни Российской империи, ни СССР, а все еще не кончается эта мучительно долгая дорога.

Владыко прещедрый! Слыши слова похваляющихся разорити святую веру Православную! Стань в помощь мне! Ты бо еси Бог наш, и на Тя уповаем! - сказал в минуту смертельной опасности для всей

В разрушенном храме Литургия проходила под открытым небом. Руси святой благоверный князь Александр, собираясь на Невскую битву, и кажется, что только эти слова и способны заглушить недобрый скрежет шлиссельбургских ключей.

И вот исполнилось время,

и эти слова зазвучали наконец-то и на студеном ладожском сквозняке…
И повторил их внучатый племянник повешенного в Шлиссельбурге Александра Ульянова игумен Евстафий (Жаков) (его бабушка Евдокия Александровна Ардашева была двоюродной сестрой братьев и сестер Ульяновых).

12 октября указом Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, игумен Евстафий назначен настоятелем храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

И слушают эти вечные слова первыми вошедшие в храм бронзовые бойцы стрелковой роты 1-й дивизии НКВД и 409-й морской батареи, которые, продолжая героическую летопись крепости Орешек, обороняли в годы войны и крепость, и эту церковь.

Почти пятьсот дней небольшой гарнизон держал здесь оборону, и все эти дни реял над колокольней Иоанновского собора советский флаг, и все эти дни совершалась Божия помощь, о которой в минуту смертельной опасности для Руси молился святой благоверный князь Александр Невский.
И, стоя рядом с бронзовыми защитниками острова, слушаешь эти слова на развалинах открытого ледяному ладожскому ветерку собора Рождества Иоанна Предтечи, и кажется, видишь, как начинают подниматься стены собора, как воздвигаются обрушенные купола, как вершится Чудо Господне…

Николай Коняев- Шлиссельбург, 01.12.2010


«...Его Преосвященство призывал меня к себе и, одобряя моё слово вообще, в частности же указал, дабы в проповедях прямого отношения к жизни делать опасался, особливо же насчёт чиновников, ибо от них-де чем дальше, тем и освященнее».

Н. С. Лесков. «Соборяне»


Я познакомился с отцом Евстафием (Жаковым) в 1996 году в Старой Ладоге, где он восстанавливал храм Иоанна Предтечи на знаменитой Малышевой горе над Волховом.

На моих глазах храм возрождался из мерзости запустения, но всё равно, когда смотришь на давние фотографии, трудно поверить, что храм поднимался из тех руин.

В Старой Ладоге приходилось заниматься не только ремонтом. Однажды летним вечером, когда уже закончилась по-монастырски неспешная служба и отец Евстафий собирался идти закрывать двери, в храм вбежала пьяная, сильно избитая тринадцатилетняя девочка…

Господи! - закричала она, рухнув на каменный пол. - Божья Матерь! Помогите мне!

Потом выяснилось, что девочка с трудом вырвалась из сараев на берегу Волхова, куда её затащили взрослые рыбаки и попытались изнасиловать.

С того самого вечера, занимаясь строительством и ремонтом, совершая богослужения и разыскивая благотворителей, начал создавать отец Евстафий свой «детский приход».

Он вытаскивал из подвалов заброшенных родителями староладожских детей, принимал к себе «на работу», приучал к церкви...

Не важно, как человек приходит в церковь. Пусть дети приходят, чтобы заработать здесь что-то, - говорил он. - Ребёнок всё равно изменится в церкви. И обязательно к лучшему.

Далеко не всем прихожанам нравилось это.

Чего ходить-то сюда деньги зарабатывать, - возмущалась одна из работающих в церкви женщин, когда я поинтересовался её отношением к «детскому приходу». - Не, не дело это у батюшки затеяно... Мыслимо ли, робят собирать... Милиция на это есть...

Отец Евстафий не слушал этих «мудрых» советов. И если чудо - возрождение храма в нищем приходе, то создание детского прихода храма Рождества Иоанна Предтечи - двойное чудо.

Очень скоро детей здесь стало больше, чем взрослых. И не только на службе. Когда завершалась литургия, дети не уходили домой, а собирались в трапезной. Усаживались за длинные столы. Помню, мы тогда попросили детей написать о том, что связывает каждого с этой церковью.

Набралась целая кипа исписанных детскими каракулями листочков…

«Я пришла в 1994 году в староладожский храм Иоанна Предтечи. Отец Евстафий иногда, когда у нас чего-нибудь нет, например понравилось платье, - купит. Порвались сапоги - думает над этим вопросом. Нету куртки или шапки - всё думает. От такой доброты и заботы тянет в храм, как магнитная волна. Но на самом деле нас всех тянет ближе к Богу...»

«Меня зовут Аня. Мне 12 лет. Я выполняю послушание в храме Иоанна Предтечи. Я уже достигла чина младшей псаломщицы. Только в этом храме я поняла, что такое настоящая церковная семья. Наши братья Артемий и Виталий и одиннадцать сестёр. Наш регент Тамара Владиславовна стала нам мамой. Вот и всё. Я бы хотела, чтобы прибавилось братьев и сестёр. И чтобы сделали высокий клирос».

«Меня зовут Ксения, мне 13 лет. Когда я пришла в храм Иоанна Предтечи, я не знала, как молиться и даже креститься не умела. Я узнала отца Евстафия. Мне нравится ходить в храм на службу. Я завела здесь хороших друзей. А вообще лучше храма и веры в Бога нету ничего лучше».

Старую Ладогу, когда храм был окончательно восстановлен, отцу Евстафию пришлось покинуть. Услышав, что он покидает их, все дети в храме заплакали...

Самому иеромонаху Евстафию, прибывшему к новому месту службы, было не до слёз - храм Равноапостольной княгини Ольги в усадьбе Михайловка под Стрельной являл собою тонущие в грудах мусора развалины.

После войны здесь размещалась птицефабрика, потом делались попытки перестроить церковь под спортивную базу… Переустройства и перестройки кончились тем, что своды алтаря обрушились, кровля галереи оказалась содранной, каменный пол обвалился…

Поднять без помощи государства этот ГИОПовский памятник архитектуры было нереально. Не приходилось рассчитывать и на материальную помощь епархии…

Тем не менее отец Евстафий поставил посреди руин крест, как он делал это и раньше в трёх восстановленных им церквях, и в храме Равноапостольной княгини Ольги начались церковные службы. Помню, мела позёмка по полу храма, у стен, поблёскивающих разводами льда, надувало сугробы снега, и особенно проникновенно посреди руин звучали слова проповеди: «Пилат спросил у Христа: "Что есть истина?” - и Спаситель не ответил ему, потому что Он Сам и был ответом на этот вопрос. Господь Сам - Истина, Сам Путь, явленный нам во всей полноте»…

ПОМИНАЯ СТАЛИНА

Иеромонах Евстафий (Жаков) - настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Знаменке. По образованию врач. Кандидат философских наук. С 1987 года - служитель Православной Церкви.

Отец Евстафий, я случайно узнал, что Вы в дни памяти Сталина служите о нём панихиды и поминаете его всегда в дни, связанные с Победой над фашистской Германией. В то же время, сейчас Сталина принято считать злодеем и тираном. Почему Вы придерживаетесь противоположной точки зрения?

Прежде всего, я хочу сказать, что это чувство, что Сталин - отец народов, что это отчасти и мой высокий отец - это чувство не покидало меня всю жизнь. Когда хоронили Сталина (я жил в Иванове) - этот сумрачный день, эти слёзы на глазах у людей - они были непритворны, это были искренние слёзы. Я помню это всю мою жизнь.

У меня было два отца (кроме Отца Небесного): один отец - это мой отец по плоти, а другой отец - это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который всё равно, тем не менее, имеет для меня высокое имя моего отца как отца моей страны. Именно поэтому любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мёртвого льва, я слушаю моё сердце, мою душу. Я поминаю Иосифа Виссарионовича Сталина на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в день его рождения, в те дни, когда он праздновал общую Победу нашего народа.

Основным аргументом наших демократов против Сталина является то, что якобы при нём были массовые репрессии, были убиты и замучены в лагерях миллионы людей.

Наши демократы отвратительны для меня, это люди, которые, живя за счёт Сталина, сегодня отваживаются, смеют его оплёвывать. Конечно, для Сталина это - ничто, потому что Сталин слишком велик. Да и история нашей страны так сложна, что здесь не куриные мозги этих клеветников, а нужно провидческое видение Достоевского или иных прозорливцев, чтобы оценить всё то, что представляет наша история.

По большому счёту ведь история нашей страны - это история тех, кто борется с русским народом, история тех, кто является русофобами, и история тех, кто всё-таки противодействует русофобии, кто всё-таки, в конечном счёте, в трудной борьбе защищает нашу страну, нашу землю, наш народ. И Сталин был человек, который противопоставил, порой даже предельно жестоким образом - свою жёсткость этой всемирной русофобии, которая и сегодня направлена на то, чтобы уничтожить русский народ и завладеть его территорией. Величие Сталина в том, что он не поддался русофобам, что он гениально разгромил "верных ленинцев"-русофобов.

В связи с этим как Вы оцениваете роль Октябрьской революции и большевиков, а также их руководства в отношении к нашей стране?

Сейчас иногда говорят о жидомасонах - я не знаю, насколько этот термин корректен, но факт, что отвратительный для меня Ленин действительно привёз в нашу страну группу людей, которые в конечном счёте осуществляли геноцид русского народа. Эти люди окопались в Кремле, эти люди ненавидели и уничтожали Православие, эти люди привезли в нашу страну страх, ужас и голод, эти люди настолько были сильны, что бороться с ними надо было очень осторожно. Так, чтобы они не распознали хитрость тех, кто борется с ними. И Сталин - это человек, который в течение многих лет и десятилетий постепенно выкорчёвывал из русской почвы этих инородцев, бухаринцев, зиновьевцев, троцкистов. Ему было нелегко, но в течение десятилетий он справился с тем, чтобы окончательно вывезти на свалку истории оккупировавших страну "верных ленинцев".

Но были ли события 1917 года случайным эпизодом, который получился по трагическому стечению обстоятельств, или же у них была какая-то объективная предпосылка?

Главная предпосылка - это слабость и недостаточная святость Русской Православной Церкви. Эта слабость произошла от необдуманных реформ Петра I. Русская Православная Церковь потеряла должное значение в XVIII и XIX и отчасти в XX веке. Вместо того, чтобы воспитывать народ в духе Православия, Русская Православная Церковь постепенно в своём движении оказалась несостоятельной в борьбе с Лениным. Иначе почему же вышло так, что народ, в значительной своей части, убивал священников, убивал митрополитов? Это была месть русского народа тем пастырям, которые оказались неспособными совершить свой пастырский подвиг. Да, был преподобный Серафим Саровский, были другие подвижники. Но были и те, которые в конечном счёте оказались неспособными воспитать русский народ в истинном духе Православия. Поэтому трагедия Николая II, трагедия приезда Ленина в опломбированном вагоне - это трагедия, прежде всего, несостоявшегося Православия.

- А какова здесь роль последнего русского императора Николая II?

Вряд ли имеет смысл говорить отдельно об императоре Николае II. Надо говорить о триаде: Николай II - Ленин - Сталин. Сталин - это был своеобразный синтез, если говорить гегелевскими терминами, это было то великолепное окончание вот этого самого пути от слабого Николая II, который обречён быть слабым по произволению Божьему, этого как бы сильного Ленина, который обречён быть сильным потому, что Господь попустил его силу, и наконец Сталина, который вобрал в себя и Православие Николая II, и власть императора, и оказался тем человеком, который вывел нашу страну на тот путь, идя по которому, мы наконец можем вновь, как мне кажется, стать истинной православной монархией.

- То есть, Вы разделяете свойства Николая II как личности, его личные качества, и как правителя страны?

Святость Николая II в том, что он оказался слабым там, где надо быть слабым, где Господь попустил его слабость. Он оказался сильным там, где Господь попустил его силу. В конечном счёте, это была жертва, принесённая Николаем II за все те беззакония, которые совершались в синодальный период Русской Православной Церкви в России. Кровь Николая II и всей его семьи оказалась тем краеугольным камнем, на котором сегодня мы, как уже выяснилось, можем строить новую, и в конечном счёте, очень старую, ту, исконную, Православную Россию.

Если брать партию большевиков, которая пришла к власти в 1917 году, то сейчас многие историки и исследователи, как, например, декан исторического факультета нашего университета Фроянов, считают, что там было два течения, одно из которых стремилось к тому, чтобы использовать Россию в качестве охапки хвороста для мировой революции, а другое стремилось использовать революцию для России.

Россия - это всё-таки та территория, на которой обитает богоизбранный народ. Я глубоко уверен, что несчастья России - это своеобразные уроки, которые даёт Бог богоизбранному народу на пути его шествия. Раньше был, как известно, другой богоизбранный народ - еврейский. Но богоизбранность не является вечным ярлыком, а меняется от века к веку, от тысячелетия к тысячелетию. Я глубоко уверен, что уважаемый мною еврейский народ потерял свою богоизбранность с того времени, когда они распяли Бога нашего Господа Иисуса Христа. И вот сегодня я вижу другой богоизбранный народ - это наш. Я имею честь принадлежать, и Вы тоже имеете честь принадлежать к этому народу. И поэтому такие сравнения, как "охапка хвороста", "поджигание" и прочее - они не совсем корректны. Речь идёт о том, что по очень сложному, ухабистому пути идёт богоизбранный русский народ к цели, известной лишь Ему, Богу и Господу нашему Иисусу Христу, а всё остальное - это, попросту говоря, подробности, о которых мы можем говорить, а можем и не говорить.

- Некоторые публицисты обвиняют Сталина в антисемитизме...

В еврейском народе, как и в любом другом, есть выродки. Поэтому надо отличать великий еврейский народ, народ, который дал нам великих пророков, от тех выродков, которых привёз с собой Ленин. Поэтому не стоит говорить об антисемитизме Сталина. Надо говорить о том, что Сталин - это человек, который не дал состояться заговору всемирного масонства, всемирного жидовства, заговору выродков еврейского народа, которые приехали в эту огромную страну и подумали, что они могут здесь делать всё что угодно. Год за годом, голова за головой слетала с плеч этих отвратительных людей. И здесь я не могу не вспомнить Андрея Януарьевича Вышинского, великого прокурора, который должным образом оценивал деятельность этих людей, называя их бешеными собаками. Это и были бешеные собаки. И они, тем не менее, благодаря гению Сталина, были все поочередно или группами уничтожены, и таким образом, хотя бы на этот период, Россия была спасена от последствий их заговора.

Когда мы читаем сегодня стенограмму, например, бухаринского процесса, то видим те формулировки, которые можно было бы вполне применить к некоторым современным деятелям России, а именно: развал Союза, восстановление капиталистического строя, капитуляция перед Западом... Но были ли они все действительно виновны в тех преступлениях, в которых их обвиняли? Не было ли всё-таки невинных среди пострадавших?

Несомненно, среди расстрелянных священников, среди сидящих в лагерях было немало невинно пострадавших. Но вообще невинность этих людей должна отчасти оцениваться условно. Потому что всё-таки никто не снимал те формулировки Ветхого завета, в которых сказано, что аж до третьего и четвёртого поколения должны страдать потомки за гнусные деяния предков своих. И те, кто пострадали за гнусные деяния предков своих - эти люди, вероятно, приняты с особым уважением Господом, их душам оказан особый приём в Царстве Небесном. Потому что миг жизни земной - это лишь миг, а жизнь вечная и жизнь в Царстве Небесном - это целая вечность. Поэтому если миг здесь оказался мигом людей, пострадавших невинно, то вечность в Царстве Небесном для них будет уже истинной вечностью. Страна, населённая богоизбранным народом, должна не забывать о том, что на крови жертвенников стоит православный мир. Если кто-то получил из невинно расстрелянных, из священников, митрополитов, архиепископов и многих других - если кто-то из них получил венец мученичества, то это и есть те дрожжи, на которых может взойти тесто нашего развития. И это тоже заслуга Сталина.

Но среди невинных были и те, которые лишь казались невинными. Господь знает преступления этих людей. Господь знает беззакония, которые тайно совершили они. И то, что кажется сегодня невинностью, завтра, быть может, будет классифицировано как ужасная виновность перед народом, перед Богом. И перед Сталиным тоже.

Как известно, в начале своей жизни Сталин (тогда ещё Иосиф Джугашвили) обучался в православной семинарии. Потом он стал профессиональным революционером, состоял в руководстве партии большевиков. Во время его правления в 30-е годы был разрушен Храм Христа Спасителя и другие православные храмы, подвергалось репрессиям духовенство. Но тем не менее, позднее он, наоборот, предпринял шаги по восстановлению роли Православной Церкви в нашей стране. Вот как Вы оцениваете отношение Сталина к Православию в течение его жизни, менялось ли оно со временем?

Народ, который в значительной части своей равнодушно относился к низверганию своих святынь, народ, который равнодушно в значительной части своей отнёсся к осквернению мощей - этот народ должен быть наказан. И это наказание, в принципе, не ужасное. Это наказание, которое ведёт народ к лучшему. Это учительство, поскольку Бог является педагогом. И вот именно таким педагогическим, я уверен, приёмом, является то, что в нашей стране произошло с Православной Церковью в 20-е и 30-е годы. И это было частью деятельности Сталина. Но Сталин обязан был делать то, что он делал. Он обязан был это делать по попущению Божию. Он обязан был делать именно потому, что он был порядочный человек, который вынужден быть в "ленинской гвардии" и не мог быстро изменить своим обещаниям. И поэтому его действия в эти годы - это действия человека, которые попущены Самим Господом, это действия человека, который не сразу смог отказаться от своих обязанностей и обязательств, связанных с тем, что он сотрудничал с Лениным. Потом постепенно, в течение последующих лет, Сталин, опять-таки по попущению Божию, понял, что это время прошло. Наступило другое время, время, когда Русская Православная Церковь должна быть поддержана им, когда новые руководители Русской Православной Церкви должны быть приняты им, и этот приём, и эти последующие обещания известным митрополитам, прибывшим к нему в Кремль, обещания в том, что наступило для Церкви Православной иное время - они были выполнены буквально "большевистскими темпами". В несколько дней было изменено всё. Был созван собор архиереев, выбравших, наконец, Патриарха, и затянувшийся период, когда Патриарха в Русской Православной Церкви не было, чудесным образом закончился. Закончился благодаря тому, что Сталин чутко реагировал на те мистические импульсы, которые были даны ему в годы войны.

Но не было ли это просто ходом государственного руководителя? Или же Сталин искренне в то время вернулся в Православие?

Я знал людей (к сожалению, не уполномочен назвать их имена), разговаривавших с митрополитами, бывшими на приёме у Сталина в Кремле в 1943 году. Митрополиты, рассказывая об этом приёме, сообщали, что Сталин был человеком, который вёл себя как иподьякон. Он, знающий и не забывший церковный устав, должным образом общался с владыками митрополитами, и те были поражены, как прост, как обаятелен, и как, в сущности, православен этот человек. Его православие не было притворным, потому что другие люди, разговаривавшие с патриархом Алексием I, говорили о том, что Сталин причащался, Сталин молился, и в последние годы его жизни Сталин был, пожалуй, единственным среди кремлёвских руководителей, который искренне верил в Бога и просил Господа простить его грехи.

Как же тогда оценить роль Хрущёва, который, как известно, после смерти Сталина не только подверг его всяческому поношению под предлогом разоблачения "культа личности", но также и организовал вторую волну гонений на Православную Церковь?

Хрущёв - это шут, который при жизни Сталина плясал и угодничал ему, а после смерти решил свести счёты с трупом Сталина. И сводя счёты с трупом Сталина, он не знал, что его руками водит, собственно говоря, воля Божья. Потому что нет худшего наказания для православного человека, чем лежать в Мавзолее. Сводя счёты с трупом Сталина, пигмей Хрущёв руками своими совершил дело Божье, он помог Сталину после своей смерти обрести достойный покой. Именно поэтому по водительству Божию и с подачи Хрущёва тело Иосифа Виссарионовича Сталина было вынесено из Мавзолея. Страшное наказание, которому до сих пор подвергается Ленин - это страшное наказание, к счастью, обошло Иосифа Виссарионовича. Он был всё-таки похоронен в земле, как это должно быть для православного человека. И это наказание, которое до сих пор имеет педагогический смысл: пусть человек, который привёл в Россию такие демонические силы - пусть он лежит в Мавзолее, и пусть тот, кто туда придёт - видит этот урок Божий.

Современные публицисты любят говорить, что те успехи, которых достигла наша страна в период правления Сталина - та же победа в войне, отстроенная промышленность и всё прочее - это всё якобы было достигнуто вопреки ему, а не благодаря.

Демократы просто ненавидят тех, кто заботится об Отечестве, тех, кто побеждает в войнах, тех, кто способствует сохранению нашей территории. Для них как воздух необходимо предательство интересов русского народа. Поэтому когда они говорят о Сталине так, то они ещё больше, ещё очевиднее выдают свои планы и, наверно, не нужно опровергать их, потому что сама истина, сама история доказывает величие тех дел, которые сегодня очевидны ещё больше, чем вчера.

Как можно заметить, особой ненависти и поношению у этих людей подвергается не только Иосиф Виссарионович Сталин, но и другие правители России, которые стремились к её величию и решительно боролись с её внешними и внутренними врагами. Например, Иван Васильевич Грозный.

Современные пацифисты и всевозможные враги смертной казни не хотят сказать нам, что наши лучшие руководители, в том числе среди них можно назвать и Ивана Грозного, считали, что они обязаны взять на себя грех убийства, и это грех убийства врага. Потому что душу свою надо положить за други своя, и когда мы убиваем врага - мы, конечно, убиваем, и это, конечно, грех, но ещё больший грех - сделать так, что враг неубитый убьёт твоих ближних. Поэтому Иван Грозный, известный своей грозностью - это был тот, который клал душу свою за други своя. Его страшные, лютые казни, мучившие всю жизнь его самого, казни, которые послужили для него, может быть, причиной его преждевременной смерти - это, собственно говоря, испытание, прежде всего, для него, поскольку любая казнь для Ивана Грозного - это было его собственное испытание, это была его собственная боль. И успокоение и прощение в его деятельности он находил у Господа, поскольку это был один из самых боговерующих русских руководителей. С этой точки зрения, я знаю, что Сталин, вспоминая об Иване Грозном, считал его своим учителем, тем, кто страшно страдал о своих деяниях, молился о прощении, и всё-таки клал душу свою за други своя, за ближних, за весь народ. С точки зрения пацифистов-демократов все наши полководцы и вожди, Александр Невский, Дмитрий Донской - это ведь, в сущности, убийцы, поскольку они убивали врагов. Но Господь их прославил как защитников Отечества.

То есть, те "гуманисты", которые заявляют о необходимости обязательной отмены смертной казни, на самом деле являются лицемерами, которые тем самым способствуют гораздо большему злу в виде разгула преступности?

Смертную казнь надо вводить немедленно. Если не ввести смертную казнь в отношении одного наркоторговца, то это значит, что послезавтра этот наркоторговец убьёт своим товаром сотни или тысячи людей. Поэтому надо взять на себя этот грех убийства, с тем, чтобы не взять на себя грех потакания многократным убийствам тех людей, которые были убиты благодаря тому, что не было произнесено достойного приговора над тем, кто действительно заслужил смерти своей. Более того, я хочу сказать, что людям вроде наркоторговцев и серийных убийц-маньяков надо дать возможность, чтобы они быстрее прекратили свой греховный путь на земле, чтобы они убили как можно меньше людей, чтобы они своим зельем поставили в наркотическую зависимость как можно меньше людей. Это помощь им, их душе. Ведь если этих преступников убить сегодня - это значит, что они завтра не совершат то, что они совершили бы, если их оставить в живых. Поэтому я считаю, смертную казнь актом высокого гуманизма.

Если вопросы Ваши исчерпаны, я хочу сказать, что всё высказанное здесь - моё личное мнение, и прошу не судить меня строго.

Интервью брал И.Пыхалов

Игумен Евстафий (Жаков): "Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мертвого льва" Сталин / 27.11.2008 Тем временем, руководитель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Будников заявил, что икону с изображением Сталина уберут из храма в Стрельне … Как уже сообщала "Русская линия", в храме Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, под Петербургом, недавно появилась икона блаженной Матроны Московской, на которой изображен в полный рост Иосиф Сталин. На иконе изображен тот момент, когда, согласно церковному преданию, руководитель советского государства встречался с блаженной Матроной в начале войны, осенью 1941 года, прося у нее благословения. Блаженная Матрона, гласит предание, предсказала Сталину: "Ты один останешься в городе (Москве - РЛ). Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь". Настоятель храма известный в Петербурге духовник игумен Евстафий (Жаков) заявил в интервью телеканалу НТВ: "В этой иконе нет ничего криминального. Она реально благословила вождя на военные подвиги". При этом игумен уверен: "Сталин, конечно, был верующим человеком". "Что бы ни говорили, но для меня Сталин - отец. И я не хочу предавать его", - подчеркнул отец Евстафий. Он отметил, что о канонизации вождя СССР, в чем настоятеля упрекают недоброжелатели, речи не идет, подчеркнув, что на иконе блаженной Матроны просто изображен Сталин, разумеется, без нимба и других атрибутов святости. "Чувство, что Сталин - отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, - это чувство не покидало меня всю жизнь. У меня было два отца, кроме Отца Небесного: один - мой отец по плоти, а другой отец - это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который все равно был отцом моей страны. Любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мертвого льва, я слушаю мое сердце. Я поминаю Иосифа Виссарионовича на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в день его рождения, в те дни, когда он праздновал общую Победу нашего народа", - приводит слова священника газета "Новые известия". На замечание, что Сталин все же был атеистом, отец Евстафий ответил: "А откуда вы знаете? То, что он возглавлял атеистическое государство - так мало ли кто что возглавлял! Я больше верю двум патриархам - Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определенно: Сталин был верующим человеком". Прихожане храма в интервью НТВ разделились во мнении относительно новой иконы. "Взгляды отца Евстафия не со всеми совпадают. Нас рассудит Бог и время", - заявила одна из прихожанок. А служитель храма Анатолий выразил полное согласие с отцом Евстафием. По утверждению телекомпании НТВ, "в руководстве епархии к появлению новой иконы отнеслись не слишком строго". Между тем, руководитель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Будников назвал игумена Евстафия "экстремистом" и заявил, что епархия уберет икону Сталина из храма, сообщает [ссылка] со ссылкой на газету "Мой район". "Думаю, с этим священником будет разбираться митрополит. Есть у нас такие церковные экстремисты, к сожалению, - заявил отец Александр. - В храме недопустимо выставлять даже неканонизированных святых, а что уж говорить о такой персоналии, как Сталин. Это соблазн. Это самочиние, самоуправство. Это сбивает с толку людей. Мы не можем смущать верующих подобными иконами. В ближайшее время эта икона из храма должна исчезнуть". Русская линия

Общественная позиция

Игумен Евстафий выставил в храме икону с изображением встречи блаженной Матроны со Сталиным.

Как общественный деятель выступает в защиту Верховного Главнокомандующего СССР И.В. Сталина.

В 2009 году выступил с обращением к президенту России Дмитрию Медведеву, в котором, в частности, заявил: «Кидающий камнем в Сталина, неминуемо попадет в великую историю нашей страны» . В тексте обращения игумен подчеркивает: «Вы – президент страны, которая победила фашизм под водительством Сталина...» .

Выступает организатором благотворительных концертов в Петербурге, проходивших во дворце Белосельских-Белозерских, а также в петербургском Доме Архитектора . В программе концертов – духовные песнопения в исполнении церковного хора, а также романсы Александра Вертинского, Леонида Утесова и других классиков жанра в исполнении самого отца Евстафия и певицы Юлии Полянской. Вырученные деньги направляются на восстановление храма.

С большим уважением относится к творчеству Вертинского. "Вертинский – моя боль", – говорит отец Евстафий. По словам Евстафия, еще в 1950-е годы он посетил один из последних концертов Вертинского в СССР, и он был очарован его творчеством и личностью. На концерте в доме архитекторов игумен под аккомпанемент фортепьяно исполнил романсы из репертуара Александра Вертинского. Среди популярных песен прозвучала и композиция о Сталине под названием «Он».

В одном из интервью отец Евстафий сказал: "Я больше верю двум Патриархам – Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определённо: Сталин был верующим человеком. Во всяком случае, я гораздо больше доверяю им, чем всем этим либералам и демократам".