Голосовые резонаторы. Тренируем свои резонаторы Резонирование голоса

Головной и грудной резонаторы и их роль в постановке голоса. Виды резонаторов. Понятие высокой вокальной позиции.

Термины грудной и головной резонаторы широко применяются в вокальной педагогике. От ощущения резонирования звука в голове и груди получили своё название регистры голоса – головной и грудной.

Головные резонаторы – это полости выше нёбного свода, в лицевой части головы (носовые полости, носоглотка, придаточные пазухи носа – все они не способны менять свой объём, только носоглотка, вследствие под­вижности мягкого нёба, может менять свой объем и иметь разную степень сообщения с глоточной полостью). Резонируют они тогда, когда в исходном звуке, выходящем из гортани, содержится много высоких обертонов (ярко выраженная высокая певческая форманта – ВПФ ). Как было сказано в предыдущей главе, высокая форманта придаёт голосу яркость, блеск, «металличность» и полётность звука. Металлический блеск голоса зависит не от резонанса верхних резонаторов (сами по себе эти полости не оказывают влияния на исходный тембр), верхний резонатор лишь отзвучивает на правильное воспроизведение голоса.

ВПФ (высокая певческая форманта) – важное качество певческого голоса,

от которого зависит его звонкость. Она характеризуется группой высоких сильно выраженных обертонов с частотой 2500 – 3000 Гц (у взрослых певцов). Голос, лишённый ВПФ, звучит тускло, теряет всякую плотность.

Нос и его придаточные полости (пазухи) представляют собою наполненные воздухом пространства весьма небольшого объема. Самая большая придаточная полость носа - верхнечелюстная или гайморова, - имеет размеры порядка 3 см в диаметре. Следова­тельно, резонировать эти полости могут на высокие обертоны звука голоса. Трубочка длиною 3 см, открытая с одного конца, ре­зонирует примерно на частоту около 3000 Гц, т. е. на область высо­кой певческой форманты. Таким образом, явления резонанса в ли­цевой части могут возникнуть и будут сильно выражены тогда, когда тембр певческого звука, проходящего по надставной трубке, по полостям ротоглоточного канала, будет содержать в своем со­ставе много высокочастотных обертонов. На эти обертоны и "отвечают" придаточные полости носа. Звук певческого голоса, проходя по ротоглоточному каналу, убывает в силе, так как боль­шая часть его энергии передается стенкам полостей, где посте­пенно гасится. По твердым тканям энергия звука, конечно, дости­гает и придаточных полостей носа. Сотрясая их, она вызывает "раскачивание в такт" находящегося там воздуха, т. е. явление ре­зонанса. Непосредственно через воздушные пути звук в носовую полость, а тем более в его придаточные полости не попадает. Как известно, чистые гласные русского языка обычно произносятся при полном перекрытии мягким нёбом хода в носоглотку. Если нёбная занавеска поднята плохо, голос приобретает носовой отте­нок - гнусавость. Таким образом, хороший певческий звук пред­полагает или полное перекрытие хода в нос мягким нёбом, или со­вершенно незначительное сообщение.



На рентгеновских снимках, сделанных во время пения у про­фессиональных певцов, видно, что мягкое нёбо, как правило, плотно прижато к задней стенке глотки, т. е. ротовая и носогло­точная полости практически полностью разобщены. Кроме того, по воздушным путям, т. е. непосредственно, певческий звук не до­стигает придаточных полостей носа, потому что выходы из них уз­ки и забиты слизью, а попадает туда путем сотрясения мягких и костных тканей лица. Это сотрясение легко почувствовать, если во время пения приложить руку к лицу, голове, задней поверхности шеи. Вибрации ощущаются под рукой совершенно отчетливо. Можно считать доказанным существование резонанса придаточных полостей носа и носовых полостей во время профессиональной певческой фонации; при этом голос имеет яркий, металлический, полетный характер. У слушателя возникает впечатление большой звучности, а у самого певца появляется ощущение, как будто звук подается или направляется в "маску". Многие певцы ищут это ощущение, ибо тогда голосообразование становится легким, а звук сильным и полетным. Потому и считается, что, когда звук "попал в резонатор", - голос сформирован правильно.

В настоящее время доказано, что явления, воз­никающие в полостях головного резонатора, сотрясая окружающие ткани и вызывая раздражение обширной зоны нервных окончаний, рефлекторно возбуждают деятельность гортанного сфинктера. Вибрационные явления в головном резонаторе - сильнейший стимулятор голосовой функции. Отсюда легко понять, почему при "попадании звука в головной резонатор" певцу легче и удобнее петь.

Головной резонатор - важнейший индикатор правильного певческого звучания. На развитие резонаторных ощущений у уча­щихся пению следует обратить самое пристальное внимание. Не все сразу чувствуют их, поэтому многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения. К ним относятся: приемы, связанные с пением на звонкие согласные ("мычание" и "нычание"), когда рот закрыт и звук идет через носо­вые ходы, что приводит к сильному сотрясению стенок полостей верхнего резонатора даже в том случае, когда высокие частоты выражены слабо. Эти приемы помогают ученику понять, какого ощущения следует добиваться при пении.

Так же весьма полезно использование в пении гласного звука и. Форманты этого гласного составляют 400 и 3000 Гц, т. е. в чисто произнесенном звуке и всегда имеется группа усиленных обертонов порядка 3000 Гц, на которые и отвечает верхний резона­тор. С помощью гласного и мы легче вызовем явления головного резонирования, если сравнивать этот звук с другими гласными, не имеющими в своем спектре высококачественных формант.

Голос считается хорошо поставленным, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резнированием». От ощущений резонирования звука в голове и груди соответственно получили свое название регистры голоса - голов­ной и грудной. Действительно, при пении возникают довольно явственные вибрации как в области лицевой части головы - го­ловное резонирование, иногда называемое "маской", так и в обла­сти грудной клетки. Эти ощущения бывают очень сильны. Так, при некоторых особенно удачно взятых нотах певцы чувствуют настолько сильные вибрации в области лицевой части головы, что у них возникает голо­вокружение. По-видимому, эти ощущения и вызывающие их фи­зические явления играют значительную роль при пении. Отзвучи­вание голоса "в маске" один из показателей правильной организа­ции певческого звука. Однако нельзя не отметить, что эти ощуще­ния, так сильно выраженные у большинства певцов, у иных неяр­ки, а в некоторых, правда редких случаях, головное резонирование отсутствует вовсе. Таким образом, хотя ощущение головного резонирования и характерно для хорошего звучания певческого голоса, но не является во всех случаях обязательным. Ощущение головного резонирования возникает у разных певцов в разных об­ластях. У некоторых оно появляется в той области лица, которая прикрывается маскарадной маской (отсюда и выражение - петь в "маску"); у других - у передних зубов верхней челюсти (Микиша, Моран); третьи чувствуют его в области лобных пазух (Дейша-Сионицкая), четвертые - в области темени или твердого нёба.

Область наибольшей вибрации обычно не бывает постоянной на протяжении диапазона голоса. Чаще всего на более низких но­тах она ощущается впереди - в области передних зубов или пере­дней части нёбного свода (точка Морана). По мере повышения звука ощущения перемещаются кзади и на верхних нотах появля­ются в районе темени. Варьируют эти ощущения и в связи с тех­никой образования звука.

Грудной резонатор находится в трахее, бронхах и лёгких, наполненных воздухом. Он добавляет голосу силу, полноту и объёмность звучания. Резонирование происходит на низкой частоте, близкой низкой певческой форманте (НФП ). Низкая форманта придаёт голосу округлость, полноту и мягкость звучания. Грудное резонирование ощущается, когда голосовые связки вибрируют большей площадью и глубиной.

Грудное резонирование носит разлитой характер и может быть выражено в весьма различной степени в зависимости от регистра, характера голоса, участка диапазона.

Грудное резонирование, т. е. ощущения яс­но выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все голосообразование на протяжении полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского. Резонатором в акустическом понимании здесь могут быть трахея и крупные бронхи - единственные воздушные полости-трубки, которые имеются в грудной клетке. Как известно, сама легочная ткань, составляющая основную массу легких, представляет собой эластичную губчатую ткань и поэтому является прекрасным поглотителем звука.

Так, трахея, длина которой около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 Гц. Именно эта частота придает голосу округлость, мясистость, грудной колорит. Однако указать место, где образуется низкая певческая форманта, можно лишь предположительно. Некоторые приписывают ее резонансу нижней части глотки.

Резонаторные ощущения в грудной клетке явственно воспри­нимаются певцом, если он приложит руку к груди, но бесполезны для слушателя (как и в случае с головным резонатором). Надо отметить, что трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим совершенно неизменный объем. При глу­боком вдохе они несколько растягиваются в длину, а за счет со­кращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах ме­нять и величину просвета, т. е. здесь имеется определенная воз­можность приспособления. Таким образом, грудной резонатор в этом отношении не похож на головной, где стенки полостей со­вершенно стабильны.

При одновременном отзвучивании головного и грудного резонаторов голосовые складки колеблются по смешанному типу, что позволяет петь весь диапа­зон, не ощущая регистровой ломки, ровным звуком. Для певца грудное и головное резонирование являются индикаторами пра­вильности певческого звука, поэтому на ощущениях резонанса следует останавливать внимание ученика. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее смо­жет управлять работой голосового аппарата. Следует только пом­нить, что грудное и головное резонирование есть следствие пра­вильно организованного певческого звука.

Поэтому, певцу необходимо научится пользоваться в пении одновременно двумя резонаторами. При увлечении только головным или грудным резонированием, вне учета остальных моментов пев­ческого голосообразования, голос может деградировать. Предпоч­тение головного резонирования, при всей важности его, посте­пенно может привести к зажатию голоса, к "обуженному" звуча­нию, к потере органичности звука и способности полностью передавать эмоции и характер произведения. Певец начинает петь, как гово­рят, "только верхушкой", звук становится неполноценным, и пение затрудняется. Злоупотребление грудным резонированием тяжелит голос, становятся заметными регистровые переходы, затрудняется движение кверху, голос начинает покачиваться, теряет подвижность, детонирует. При злоупотреблении грудным резонированием может начаться ранняя тремоляция (качание голоса).

К большому сожалению, в этой теме, как и в теме «опора», есть много разногласий среди приверженцев многих школ, педагогов и певцов. Казалось бы: люди поют во всем мире, много тысяч лет и неужели нельзя было до сих пор прийти к единому мнению (раскрытие темы в статье «») хотя бы в теме « »?! Но, нет. И все, потому что все люди, живущие и жившие на земле всё понимают и понимали по-разному в силу многих естественных и неестественных обстоятельств.

Так вот, главная проблема в том, что многие вокалисты путают понятие « » и понятие «», которых в свою очередь достаточно много.

Самая распространенная ошибка заключается в неумении различать носовой призвук от головного резонатора. Более того, эти певцы, улавливая это ощущение вибрации в области центра лица, считая это истинным резонатором, начинают культивировать это ощущение, развивать его, считая, что попали как говорится «в струю» и движутся в верном направлении.

Так же распространенное ошибочное мнение о том, что ротовая полость является очень немало важным резонатором и изменение ее формы максимально влияет на звучание голоса. Ну, хотелось бы сказать, что ротовая полость в корне не может быть резонатором т. к. она преимущественно состоит из мягких тканей, от которых в процессе резонации ни какой пользы. А твердые ткани ротовой полости: зубы, твердое небо, безусловно резонируют и резонировать должны.

Ротовая полость влияет на количество выхода звука, но к резонации не имеет практически, ни какого отношения.

В организме во время вокала резонируют лишь твердые ткани, например: задняя стенка гортани, лобные пазухи, задняя стенка гайморовых пазух, грудная клетка, черепная коробка в целом вместе со всеми ее полостями. Для личного убеждения проведите не хитрый эксперимент: разживитесь куском свежей говядины и говяжьей костью, и постучите по ним, чем ни будь твердым, например ложкой. Сравните звучание и способность резонировать твердой ткани и мягкой.

В первую очередь в процессе обучения нужно заставить звучать грудной резонатор, а уже потом головной. Ни в коем случае не следует путать грудной резонатор со звучанием горловым. Многие певцы зажимают горло, опускают нижнюю челюсть, посылают звук на нижнюю челюсть и при этом издается на первый взгляд низкое и не качественное звучание, которое они считают грудным, но правильно называть такое звучание скорее «горловым». Для того, что бы помочь вокалисту найти в себе истинное грудное звучание, один шикарный вокалист посоветовал мне во время роспевки например на слоге «мА» стучать кулаком себе по груди.

Данное упражнение нужно выполнять в том случае, если певец уже поет на опоре. Во время удара по груди в грудной клетке создается дополнительное давление заставляющее грудь звучать интенсивнее. Если звучание действительно усилилось нужно запомнить это ощущение и впредь культивировать его. Со временем можно отказаться от ударов, грудь будет звучать сама не произвольно.

Что касается головного резонатора, то например у меня не было успехов до того пока один мой друг (шикарный певец) не научил меня звучать грудью и петь на середине голосовых связок (на «переходнике»). В случае, когда звучит грудь и вокалист поет на опоре расслабленной (опущенной) гортанью, воздушная струя сама, резонируя, подумается по задней стенке гортани и попадает в черепную кость, а оттуда рассеивается в нужные полости, не озвучивая носовую полость. В случае, когда вокалист (в частности тенора) пытается искусственно продуть верхний (головной) резонатор (это называют словом: «тенорить») из этого получается в лучшем случае окультуренный приближенный к верней челюсти лицевой звук, но природным лавинообразным, всеобъемлющим звуком способным заполнить любые помещения не назовешь.

2) Дыхательный аппарат -- его иногда называют энергетической системой, так как дыхание -- изначальный поставщик энергии голосу. Он включает в себя легкие, трахею, бронхи, дыхательные мышцы, межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов.

3) Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются -- это индивидуально) в единую, взаимосвязанную систему, т. е. единый звучащий комплекс.

Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как иногда приходится слышать. Другое дело, что стенки голосового тракта приходят в соколебание с резонирующим в полостях воздухом и певец ощущает эти колебания, например:

В области грудной клетки (резонанс в трахее);

В области лицевых тканей в области «маски» (резонанс в носовой полости или в гайморовых пазухах);

В области твердого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости) и т.п.

Эти ощущения, безусловно, можно назвать «ощущениями активности резонаторов», но помнить при этом, что резонируют (т.е. сильно увеличивают амплитуду своих колебаний) объемы воздуха в полостях-резонаторах и колебания свои передают стенкам голосового тракта. Они ощущаются певцом из-за присущей человеку виброчувствительности, благодаря наличию во всех живых тканях чувствительных нервных окончаний, воспринимающих вибрацию и вызывающих специфические певческие резонансные ощущения.

Различают:

Верхние резонаторы -- все, что выше гортани;

Нижние -- трахея с крупными бронхами.

Верхние резонаторы нередко называют надставной трубой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает артикуляцию гласных, как певческих, так и речевых. Важнейший резонатор -- глотка, также подвижная, изменчивая по объему и форме полость. Особо важную роль в пении играет небольшая по объему надгортанная полость, образующаяся у хороших певцов путем сужения входа в гортань.

Наконец, к резонаторам относятся носовая полость и так называемые придаточные пазухи носа. Это -- гайморовы полости, основная полость, решетчатый лабиринт и лобные пазухи. Они соединены с носовой полостью узкими проходами. Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой.

Ощущение основания столба дает мышечный поясок -- естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук -- это работает нижний, или грудной, резонатор.

К основным функциям резонаторов в пении относятся:

1) энергетическая;

2) генераторная;

3) фонетическая;

4) эстетическая;

5) защитная.

Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Рассмотрение каждой из этих функций в отдельности позволяет нам подчеркнуть ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса.

Многообразна роль резонаторов в пении:

Такой подход должен способствовать ориентации сознания и подсознания певца на резонансный принцип голосообразования, резонансные певческие ощущения, о которых говорят все выдающиеся мастера. Функции резонаторов состоят в обеспечении большой мощности и полетности певческого голоса, способности его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной певческой деятельности .

Энергетическая функция резонаторов проявляется не только в увеличении силы певческого голоса, т. е. придания ему большой энергии, но и в переносе этой энергии слушателю. Это свойство хорошо известно под термином «полётность» голоса. Полётность голоса связана с таким профессионально важным свойством певческого голоса, как «близкий» звук. «Близкий» звук обусловлен особой организацией резонаторной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как бы вне голосового аппарата. Такого ощущения рекомендовал добиваться И. С. Козловский -- «звук под носом», как он образно выражался. Близкий звук, возникающий при высокой активности певческих резонаторов, характеризуется еще одним важным свойством: такой звук и слушатель, даже далеко сидящий в зале, ощущает как бы близко от себя, а не где-то далеко на сцене.

Прекрасной иллюстрацией роли резонаторов как усилителей звука являются духовые музыкальные инструменты, например медные. Губы трубача являются как бы аналогами голосовых связок, т. е. вибратором, возбудителем звука, а сам инструмент -- резонатором. Голос трубы раздается на километры!

Методические приемы направления звука в резонаторы

В педагогической практике существует много приемов для направления звука в резонаторы:

1. Прежде всего, это правильный вдох. При скрытом зевке поднимается небная занавеска, слегка расширяются ноздри, язык отходит от зубов и это создает высокую позицию в пении.

2. Когда звуковая волна попадает в верхние резонирующие полости, то певческий голос приобретает необходимую ему звучность и красивую окраску. Поэтому ощущать звук надлежит не в передней части рта, откуда он уже выходит, а несколько выше, то есть в той части резонаторов, где он формируется.

3. Голос находится в «маске» - старый термин, указывающий, что вибрационные раздражения возникают в области лица, закрываемой маскарадной маской. Откройте рот и выдвиньте верхнюю губу наподобие полки над камином. Так вы создадите благоприятные условия для попадания голоса в маску.

4. Прикрывать звук означает получить более собранный, резонирующий, тембровообогащенный звук. Рекомендуется двумя пальцами придерживать углы рта, слегка сближая их, чтобы получилась фигура, приближающаяся к цифре 8.

5. Нужно научиться направлять звук в верхний резонатор с поднятым небной занавеской. Придерживать крылья носа в приподнятом положении указательным и большим пальцами. (Прием на занятиях в классе).

6. Грудное резонирование находится следующим образом: используя слуховой и мышечный контроль, мы находим ту установку дыхания, то положение и напряжение дыхательных мышц в области «подложечного круга», при котором у данного певца, на данной высоте лучше всего проявляется грудной резонанс.

Вибрационные раздражения отражают работу резонаторов и, следовательно, певец, ориентируясь на эти вибрационные раздражения, может сознательно управлять настройкой резонаторов и корректировать эту настройку в процессе звучания.

Вибрационные ощущения оказываются доминирующими в ощущении певческой опоры, так как объективным признаком опоры является особая мышечная деятельность дыхательного аппарата и особая организация всей резонаторной системы (10,14-16). Таким образом, проанализировав в данном разделе…

Роль резонаторов в голосовом аппарате человека выполняют различные воздушные полости дыхательного тракта, окружающие голосовые складки сверху и снизу. Отсюда и название: верхние и нижние резонаторы. Нижними резонаторами являются трахея и бронхи. Они придают голосу грудное резонирование, полноту и объемность.

То, что находится над голосовыми складками до выхода рта и называется надставной трубой или речевым трактом, относится к верхним резонаторам. Это глотка и ротовая полость. Верхние резонаторы, к которым относится также и носовая полость, усиливают голос, возникающий в гортани, сообщая звуку головное резонирование, значительно влияют на его тембр.

Глотка и ротовая полости – важнейшие резонаторы. Если понаблюдать за ними: во время речи и пения при помощи рентгеновских лучей, то можно увидеть, как форма этих резонаторов причудливо изменяется, то вытягиваясь в узкие трубочки и щели, то сильно расширяясь.

Носовая полость, в отличие от речевого тракта, в процессе речи и пения не изменяет своего объема и формы, но, тем не менее, участвует в образовании гласных и, согласных звуков и способна также влиять на тембр голоса. Это осуществляется благодаря мягкому нёбу, которое в зависимости от активности его поднятия может регулировать степень взаимодействия носовой полости с рото-глоточным резонатором.

Наилучшие условия для оптимального использования резонаторных свойств носоглотки создаются при незначительном отстоянии нёбной занавески от задней стенки глотки.

В спокойном состоянии мягкое нёбо свисает в полость глотки. Посередине его имеется выступ - так называемый маленький язычок. Мягкое нёбо и особенно маленький язычок обильно иннервированы и рефлекторно оказывают влияние на мышечный тонус всей гортани. Поэтому от степени активности мягкого нёба зависит и качество голоса. Спереди мягкое нёбо переходит в твердое нёбо, а сзади продолжается в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки - дужки. В толще дужек находятся мышцы, поднимающие мягкое нёбо, а между дужками - нёбные миндалины.

Твердое и мягкое нёбо с передними зу6ами - резцами - образуют нёбный свод, строение которого также оказывает влияние тембровые качества голоса. 3амечено, что у хороших певцов строение нёбного свода отличается строгой симметричностью.

Ротовая полость широким отверстием - зевом - открывается сзади в средний отдел глотки. При пении у хороших певцов зев расширяется.

Глотка представляет собой мышечную трубку, которая вверху оканчивается под сводом черепа, а внизу, суживаясь, переходит в гортань спереди, а сзади - в пищевод. Объем глотки может меняться благодаря сокращению ее мускульных стенок или движению гортани в целом в вертикальном направлении.

Надгортанник, расположенный в нижнем отделе глотки, также имеет возможность изменять свое положение, что в значительной мере отражается на резонировании звука.

Следует иметь в виду, что движения надгортанника зависит от перемещения гортани в целом по вертикали: чем ниже опускается гортань, тем больше наклоняется надгортанник; прикрывая вход в нее, и наоборот.

Именно от этого комплексного движения зависит прикрытое или открытое звучание голоса.

Таким образом, благодаря изменениям объема и формы ротового и глоточного резонаторов акустическая настройка их меняется, и образуются различные гласные и согласные звуки. Кроме того, именно в речевом тракте создаются определенные резонансные условия, определяющие тембровые особенности голоса.

О головном резонаторе

От ощущений в области лица и пошло выражение: «Пой в маску». Среди головных резонаторов только носоглотка из-за подвижности мягкого нёба может изменять размеры, остальные же - неподвижны. Высокочастотные обертоны голоса - такие, как высокая певческая форманта порядка 3000 Гц, - находят резонансный отклик в области гайморовой полости, длина которой примерно 3 см. На рентгенограммах профессиональных певцов видно, что небная занавеска во время пения практически полностью разделяет ротовую полость и носоглоточную. При попадании в головной резонатор голос певца становится полетным, а самому певцу становится петь легче. Считают, что голос сформирован правильно, если звук попал в головной резонатор. Р.Юссон доказал, что при головном резонировании рефлекторно возбуждается деятельность гортанного сфинктера, работа которого и облегчает пение певцу.

Ввести в действие головной резонатор помогают приемы «мычание» или «нычание». Другой прием - пение на гласный и, певческая форманта которого содержит частоты 400 Гц и 3000 Гц. Не у всех певцов ощущения головного резонирования одинаково сильны. Всё зависит от индивидуальных особенностей строения голосового аппарата.

О грудном резонировании

В мужском голосе ощущения грудного резонирования сохраняются на протяжении полутора октав (до фальцета), у женского наиболее развиты в грудном регистре. Трахея имеет длину около15 Ум, и поэтому частота ее резонанса порядка 500 Гц. При грудном резонировании связки смыкаются своей толеиной. В голосе появляются низкие, бархатные частоты. Высота тесситуры, при которой сохраняется грудное резонирование, зависит от того, мужской это голос или женский, а также от типа голоса в соответствии с одной из принятых классификаций.

В профессионально сформированном голосе присутствуют и грудное, и головное резонирование по принципу «Ставь голова на грудь, грудь - на голова» (выражение итальянского педагога Камилло Эверарди). Meрa низких и высоких частот в голосе зависит от высоты тесситуры и типа голоса. Например, у более крепких женских голосов грудное резонирование ярче слышно и сохраняется до более высоких нот, нежели в легких голосах.

Сегодня поговорим о таком важном понятии в пении, как резонаторы голоса . Можно даже сказать, что это основа, потому как благодаря резонаторам, можно в принципе понять, как вообще образуется голос, почему он звучит.

Резонаторы являются основой звукообразование. Как известно, звук зарождается в , а вот звучит он за счет резонаторов. В гортани же он не должен ощущаться.

Если говорить по-простому, то резонаторы голоса - это полости, пустоты, окруженные костными границами, которые как раз и резонируют, создавая вибрацию.

Резонаторы бывают грудные и головные:

Немного разберем каждый вид резонаторов.

Грудные резонаторы

Грудные резонаторы:

  1. Бронхи.
  2. Трахея.

Грудные резонаторы так и называются, потому что находятся в груди. Когда мы поем обычным грудным голосов, то работают грудные резонаторы. Это можно проверить так: положите руку на грудь во время пения грудным голосом (или просто разговора) - и Вы почувствуете вибрацию в области груди. Это работают грудные резонаторы.

Но это физические ощущения. А настоящий вокалист должен развивать еще и образное мышление во время пения. Так, при грудном пении нужно представлять, что звук рождается в груди и вырывается наружу.

Головные резонаторы

Головные резонаторы находятся в голове, поэтому их и называют головными:

  1. Полости носа.
  2. Полости рта.
  3. Полости глотки.

Как проверить работу верхних (головных) резонаторов? Очень просто: попробуйте спеть что-нибудь или сказать головным голосом (фальцетом), при этом положите руку на переносицу - она будет вибрировать.

Опять же, в этом случае вокалисту нужно понимать не только физические ощущения, но также нужно применить воображение. Вокалист должен представлять, что звук проходит через мягкое нёбо - и выходит где-то из задней части головы.

Упражнения для резонаторов

Существуют некоторые упражнения для каждой группы резонаторов (грудных и головных), которые помогут Вам лучше понять их работу, а также развить оные.

Упражнения для грудных резонаторов

  1. Стоим прямо (можно делать упражнение перед зеркалом). Набрав в легкие достаточное количество воздуха, на выдохе мы наклоняемся вперед, при этом на выдохе произносим гласный звук, любой, например "ааа", "еее", "ууу". Можно постоянно менять гласные.
  2. Следующее упражнение точно такое же, как и первое, только на выдохе произносим не гласные, а любое слово на распев. Желательно, чтобы слово было более-менее распевным: "хорошо", "молоко", "туруру".
  3. Наберите воздух, стоя прямо. Сделайте вокальный зевок (зевните, но не до конца - а оставьте поднятым мягкое небо и гортань округленной). Вместе с этим вокальным зевком - на выдохе произносите протяжные гласные звуки ("ууу", "яяя", "еее"). При выполнении упражнения положите руку на грудь, чтобы ощущать работу грудных резонаторов.

Упражнения для головных резонаторов

  1. Вдохните через нос - быстро и коротко. На выдохе произносите звук "ммм" с закрытым ртом. Это упражнение называется "мычание ". Необходимо добиваться в этом упражнении того, чтобы Вы чувствовали вибрацию в районе верхней губы и верхних зубов.
  2. Также вдохните носом. На выдохе произносите слова: "бомм", "домм", "бимм" и т. д. Последнюю согласную "мм" попробуйте произносить растяжно, в этом и смысл упражнения. Оно похоже на первое - "мычание". Также нужно добиться вибрации верхней губы и верхних зубов.
  3. Вдохните - на выдохе произносите сначала коротко, а потом протяжно, следующие слоги: "ми-мииии", "му-муууу", "мы-мыыыы" и подобные.

Заключение

Если Вы собираетесь всерьез заниматься вокалом, то Вы должны понимать принцип работы таких элементов вокала, как резонаторы голоса .

Тренируйтесь, выполняя упражнения. Кстати, данные упражнения выполняют не только новички, но и опытные вокалисты. Вообще, в вокале - как в любом инструменте - нужна настройка (настройка голоса). А настроить голос помогут только упражнения.