Что обозначает икона троеручица. Икона божьей матери троеручица значение и молитва

Икона «Троеручица» значение, в чем помогает Икона Божьей Матери «Троеручица» является поистине особенным образом. Все дело в том, что в нижней ее части изображена третья рука. Она может быть как третьей рукой Божьей Матери, так и самостоятельным элементом. Происхождение данной святыни объясняет история Иоанна Дамасского. Сам образ является очень почетным и уважаемым, а весь христианский мир знает о ее целительных свойствах. Давайте же подробно расскажем об истории, значении и в чем помогает икона «Троеручица».Троеручица Что означает икона «Троеручица» В истории христианства было несколько горестных периодов, один из которых иконоборчество. Этот эпизод христианской веры припадает на VIII век. Суть этого периода в том, что император Лев III Исаврянин стал в основу иконоборческой позиции и призывал всех: «не искать кумира на небе, не служить и не поклонятся ему». Очевидно, это движение не осознавало разницы между языческим идолом и христианской иконой. Иконоборческий период уничтожил множество дорогих памяток культуры: скульптуры святых, алтари, иконы, мозаики и фрески. Церковь понесла огромные духовные убытки. История данного чудотворного образа связана с именем песнопевца Иоанна Дамаскина. Она относится к типу Одигитрии, только с небольшой разницей, что Младенец находится не на левой руке, а на правой. Многие задаются вопросом: что значит образ Богородицы и откуда эта третья рука? К тому же она изображена или светлой (серебряной) или более темного цвета, но никак не телесного. В период иконоборчества Иоанн Дамасский активно препятствовал опасной ереси. Активный сторонник Лев Исавр пришел от этого в ярость и решил убить автора трактатов, но просто так это сделать было нельзя. Ведь Иоанн занимал высокое положение при дворе и не был обычным подданным. Поэтому Лев Исавр поступил подло - он приказал подданным написать письмо императору якобы от Иоанна с планом завоевания Дамаска полный лицемерной лести. Византийский царь был разгневан и приказал отрубить правую руку преподобного, лишив всех святых статусов. Физические страдания блаженного нельзя передать словами. Несколько ночей он страдал и молился. А через несколько ночей Иоанн приложил отрубленную десницу к месту отсечения и стал молиться о помощи, чтобы обрести возможность трудится во имя Господа. Во сне к нему пришла Богоматери и сказала, что исцелит его. Проснувшись преподобный увидел, что кисть на месте и остался только рубец. В благодарность за заступничество Иоанн приделал в святыне серебряную руку, как признак того, что десница принадлежит не ему. Так и появилась икона «Троеручица», значение которой для христианской веры очень-очень велико. Значение образа Богородицы Посмотрев на образ можно увидеть, что центральная часть изображения отведена под Младенца Иисуса. Он сидит на руках у Божьей Матери. Если присмотреться, то можно понять, что он благословляет своей рукой всех, кто находится перед иконой. А сама Богородица указывает на своего Младенца, как на путь к Спасению. Икона относится к типичному изображению Одигитрии с учетом того, что она прошла через сложный период христианской веры. Это еще раз доказывает, что икона не талисман или оберег, а окно в мир с которым можно общаться и который даст по нашей вере. А рука преподобного Иоанна - это свидетельство того, что от Богородицы приходит благодать и спасение. Нужно только отдать себя служению Богу. Когда день празднования Празднование данного образа Матери Божьей принято совершать 12/25 июля и 28 июня/11 июля. Где находится икона Самый почитаемый список святого образа находится в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Этот список был написан в XVII столетии. Самым знаменитым ее чудом стало излечение слабого зрения мастера, который проводил ее реставрацию. Вторая знаменитая икона хранится в Храме-на-Крови, который расположен в Екатеринбурге. Есть даже храм, который назван в ее честь. Это монастырь Иконы Божией Матери «Троеручица». Помимо этих трех чудотворных списков данный образ Богородицы очень часто встречается в других Церквях России. О чем молятся иконе Божьей Матери «Троеручица» У святого лика Пречистой просят помощи в следующих случаях: для защиты от врагов; при угрозе дому или семейному благополучию; для способствования увеличения благосостояния; для исцеления от заболеваний; желая здоровья родным или близким. Еще о чем молятся «Троеручице»? Ее просят вылечить болезни конечностей и глаз. Молитва к данному священному образу способна избавить от горесных мыслей и тоски. Кроме того, данная икона способствует и покровительствует тем, кто занимается любым ремеслом. Молитвы Богородице «Троеручица» Молитва первая «О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, всеблагую и всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшем суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вторая молитва «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь». Тяжелобольному на исцеление «О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изображению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Храни Вас Господь!

Святая икона Божией Матери Троеручица обрела всемирную славу благодаря великому светочу веры православной Иоанну Дамаскину. Богоматерь помогает всем христианам, верующим в Ее силу.

Дева Мария изображена с Младенцем на руках, Ее глава немного наклонена к головке Сына. Иисус взирает пред собой, а Его десница сложена для благословения. Внизу образа изображена кисть правой руки, указующая на Мессию. Тем самым Свыше нам дано понять, что через Иисуса и веру в Него мы получим Спасение, конечно же, если сами возжелаем этого.

История святого лика

В 717 году Византией управлял Лев Исаврянин, отличающийся особой жестокостью по отношению к православным христианам. По его указанию было вероломно уничтожено множество икон и реликвий. Проповедников православия зверски мучили и предавали смертным страданиям его воины. В то время в мусульманском граде Дамаске проживал будущий святитель Иоанн Дамаскин. Он работал в должности советника городского правителя и был высоко почитаемым горожанином.

Читайте о других святителях православной церкви:

Икона «Троеручица»

Злые языки устроили заговор против него и обвинили в измене. Он был оклеветан перед халифом, который в качестве наказания приказал отсечь Дамаскину кисть правой руки и повесить ее на всеобщее обозрение на городской площади.

Жест устрашения народа был устроен для того, чтобы каждый знал, что так и будет с тем, кто посмеет предать государство, правителя и свой народ.

Вечером, в день совершения увечья, бывший советник упросил халифа разрешения забрать свою кисть и уединился в келье. Иоанн горячо молился перед Троеручицей. Он умолял Матерь Божию о врачевании руки, приложив ее к суставу и к иконе. В сонном видении ему явилась Сама Дева Мария и известила о совершенном Ею врачевании. Она указала, что «новая» рука будет служить во Славу Божию и славить Имя Христово.

Проснувшись, Дамаскин лицезрел свою руку, которая была целой и невредимой. Преподобный решил увековечить произошедшее с ним чудо и к образу Троеручицы приложил отлитую из серебра десницу. Так и явилась миру икона Богородицы с третьей кистью внизу.

Весть о явленном чуде донеслась до халифа. Поняв, что Иоанн был оклеветан, он предложить снова занять должность главного советника, но святитель отказался. Забрав вещи и икону, он удалился в Иерусалим и принял иноческий постриг.

Во времена нашествия османских войск на Иерусалим, христиане особо опасались за судьбу Святого Лика, дабы он не пострадал во время битв и не был уничтожен.

Его судьбу было решено доверить Самой Царице Небесной . Икону водрузили на осла и отправили его в путь без сопровождающего. Ни кто не знал, каким путем пойдет животное. Но осел неведомой силой был направлен в самое сердце монашества - на Святую гору Афон. Он самостоятельно остановился у врат Хиландарского монастыря, основанного святым Симеоном в XIII веке. Монахи благоговейно приняли Дар и установили его на храмовый алтарь.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Однажды в обители отошел ко Господу игумен и пришло время выбирать нового настоятеля. Назрел сильнейший раздор, в котором подвизались иноки разных национальностей и каждый из них хотел, чтобы новоявленный игумен был их нации. Но во время вечернего богослужения братия монастыря услышала величественный глас, исходящий от иконы Богородицы. Матерь Божия указала, что Она Сама будет игуменией обители. Но монахи не придали услышанному значения, а утром, войдя в храмовый зал, они не нашли Лик на привычном месте. Он возглавлял игуменский престол. Убрав икону на прежнее место, на следующий день она вновь оказалась на игуменском престоле. Только тогда иноки поняли, что на то была Святая Воля Царицы Небесной.

И по сегодняшний день Троеручица покоится на игуменском месте в Хиландаре. Настоятель до сих пор здесь не выбирается, назначают лишь про-игумена, который занимается решением хозяйственных вопросов. Иноки каждое утро благословляются у Пречистой на исполнение послушания. А Она, в свою очередь, покровительствует каждому послушнику.

Значение иконы

Сидящий в материнских объятиях Иисус Христос благословляет своей десницей каждого, находящегося пред Ним.

Значение Троеручицы велико - Богородица пытается донести до каждого из нас путь ко Спасению и его великий смысл.

Современная икона «Троеручица»

Рука Иоанна Дамаскина свидетельствует, что под водительством Царицы Небесной и по Ее Велению, каждый, кто отдал свою жизнь на служение Богу, найдет Спасение.

Чудесная помощь и правила моления

Множество чудес по всему миру произошло от чудотворной иконы. Она исцеляет травмы и увечья, врачует глаза, ноги, руки, изгоняет тоску, тревогу, депрессию, защищает от недругов, способствует достижению духовного и материального благополучия.

Главное условие молитвы - искренняя вера, чистое сердце и добрые помыслы.

Совет! После получения просимого нужно помнить о благодарении Богоматери . Если же просимого так и не удалось дождаться, то нужно не роптать, а чистосердечно осознать свою греховность и неразумие.

Моление

В храме после совершения Литургии служатся молебны. Тем самым можно заказать молебен перед иконой Божией Матери Троеручица. На протяжении этого особого богослужения священник и прихожане просят Деву Марию о даровании милости и благодарят за дарованные блага.

Еще о практике церковной жизни:

    1. Необходимо на специальном бланке написать наименование богослужения, а ниже перечислить имена крещеных в православии людей, желающих вознести мольбу к Царице Небесной или обратиться к Ней с благодарением.
    2. Имена должны быть написаны в родительном падеже и отвечать на вопрос «от кого?» - Марии, Екатерины, Анастасии, Димитрия, Сергия, Николая.
    3. В записках не нужно указывать фамилию, отчество, должность. Допускается указать перед именем для болящего человека «бол.», для монашествующего «мон.», для беременной «непр.» (непраздная), для священнослужителей допускается указание сана, для детей до 7 лет «млд.» (младенец), для отроков от 7 до 14 лет «отр».
    4. Все имена должны быть указаны в православном написании: Димитрия, Сергия, Иоанна, Дионисия, Иулиании, Татианы, Аполлинарии, Елисаветы.

    Перед чудодейственным образом верующие возносят прошения Богородице, умоляя о Ее предстательстве. Троеручица - это защитница каждой страждущей души. Она помогает всем, кто верит в святость образа и исходящие от него чудеса.

    Посмотрите видео об иконе Троеручица

Икона Божьей Матери отличается тем, что на её изображении в низу полотна присутствует третья рука. Её можно считать как отдельный элемент, или как третья рука Богородицы. Это икона тесно связана с судьбой преподобного Иоанна Дамаскина. В те давние времена он жил в столице Сирии Дамаске, был ярым защитником Православия и почитания святых икон.
Император Лев Исаврянин всячески преследовал сторонников святых икон. Иоанн Дамаскин писал своим знакомым письма в Византию, в которых обличал ересь иконоборчества. Император был зол на автора этих писем, но ничего не смог сделать и тогда он прибегнул к обману. В письме к дамасскому халифу, он написал, якобы Иоанн Дамаскин предложил завоевать сирийскую столицу. Правитель разгневался и приказал отрубить министру кисть правой руки и повесить её на городской площади для устрашения.

По просьбе Иоанна, ему вернули кисть, после чего он затворился в келье и всю ночь перед иконой Божьей Матери молился об исцелении. Утром рука оказалась на месте, только рубец остался на месте отсечения. Преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял постриг в монахи. А к нижней части иконы в знак благодарности приделал изображение руки из серебра. После этих событий икона начала называться «Троеручница».
В России в 1661 году появилась копия иконы. Она была установлена патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Перед иконой Богоматери молилось очень много верующих, в том числе и Царская Семья.

Многие молятся перед иконой, прося об исцелении родных и близких. Она защищает дом от врагов, приносит благосостояние и стабильность семьям. Она помогает при заболеваниях рук, ног, глаз, помогает ремесленникам в их труде.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Троеручница»

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь.

История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города. Однако вскоре преподобный Иоанн был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить ее на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келлии. Святой долго и слезно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку. В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого. Также, желая оставить память о произошедшем чуде, святой приложил к нижней части иконы, через которую получил исцеление, сделанную из серебра руку, отчего этот образ и получил название «Троеручицы».

Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом халиф сознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела, но святой уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме и там принял иночество. Туда же он взял с собой и чудотворную икону Божией Матери.

Святой образ постоянно находился в Иерусалиме до XIII века, когда в обитель прибыл святой Савва. По особому произволению Богоматери будущему архиепископу Сербскому чудотворная икона была дарована в благословение. В XV веке, во время османского нашествия, желая спасти драгоценный дар от уничтожения, благочестивые сербы вверили его попечительству самой Царицы Небесной. Икона была возложена на осла, и животное, никем не водимое, само пришло на святую гору Афон и остановилось у ворот Хиландарского монастыря, основанного в XIII веке сербским господарем Стефаном (Симеоном). Хиландарские иноки приняли образ как великий дар свыше и поставили его в алтаре соборного храма, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается крестный ход.

Однажды по смерти игумена братия, приступив к избранию нового, никак не могла прийти к соглашению. Смуты братии не были угодны Богоматери, и Она Сама приняла участие в их споре. Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили чудотворный образ стоящим не в алтаре, а на игуменском месте. Приписав это чьим-то тайным действиям, монахи вернули икону на место, но в следующие дни это повторилось даже при запечатанных дверях. Вскоре воля Божией Матери открылась через известного монастырского затворника, который сообщил, что в видении Богородица сказала ему Свою волю: для устранения несогласий братии Она Сама займет игуменское место Своей иконой и будет непосредственно управлять монастырем.

С того времени и до наших дней, согласно воле Царицы Небесной, в Хиландарской обители не выбирают из братии особого игумена, а только иеромонаха-наместника, заведующего монастырскими делами. Во время службы он стоит у игуменского места, где помещается чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от Самой Богородицы, их Небесной Игумении.

Чудотворный образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена.

Просмотреть на карте большего размера

Видео о Хиландарском монастыре на Афоне.

Иконография

С иконографической точки зрения образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. Образ Богоматери почти лишен движения: голова Ее чуть повернута к Сыну, левой рукой Она указывает на Младенца Иисуса Христа, как на Путь спасения. Голова Младенца отстранена от головы Девы Марии, но взгляд Его неизменно обращен к Матери. На задней стороне иконы изображен святитель Николай Чудотворец.

В «Путешествии на Афон» преосвященного Порфирия особо отмечается «славяносербское обличие» образов Богоматери и Младенца. Существует мнение, одним из первых высказанное Н.П. Кондаковым, что икона “Троеручицы”, хранящаяся в Хиландарском монастыре, не глубокой древности. Кондаков относит образ к XIV веку, судя по его письму и такой незначительной, но красноречивой детали, как маленькая держава в левой руке Младенца Иисуса, которая свидетельствует, по словам ученого, «о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке». В качестве обоснования своего мнения Кондаков приводит запись о Хиландарской Богоматери духовника и старца обители Никанора, составленную им в 1685 году. Согласно этому свидетельству, икона «Троеручицы» «сама своим мановением и чудотворением пришла есть из Богохранимаго града Скопия, иже иногда в нем Българом царствующим <…>». На основании этой записи Кондаков предполагает, что образ мог быть создан «после 1377 года, когда Хиландарцы получили в Скопии подворье»

Списки с иконы

На Руси Хиландарская икона «Троеручицы» почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, 28 июня 1661 года с Афона в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», что и послужило установлению второго празднования иконы в честь ее сретения на Московской земле. Икона была помещена Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом, откуда и стали распространяться по России списки иконы. Многие из них были прославлены чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе.

По причине многочисленности чудотворных списков с хиландарской святыни здесь не могут быть приведены их пространные описания.

Видео об иконе Богородицы «Троеручица»

Фотографии и изображения в порядке появления: Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ;

Празднование иконы Божией Матери «Троеручица» совершается в Православной Церкви два раза в год: 11 и 25 июля по новому стилю.

Предания о происхождении иконы «Троеручица»
Среди многочисленных чудотворных икон Пресвятой Богородицы образ «Троеручицы» занимает особое место по своей нетипичной иконографии. Существуют различные предания, объясняющие происхождение этой иконы, однако наиболее известное сказание связано с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Этот прославленный христианский поэт, философ и богослов родился и жил долгое время в Сирии, являясь приближенным ко двору халифа, однако не скрывал своей христианской веры. Правитель Дамаска, ценя своего образованного и мудрого вельможу, не препятствовал ему исповедовать религию, отличную от веры своих подданных. Жития святого повествуют о том, что византийский император-иконоборец Лев Исавр, услышав о пламенном защитнике икон Иоанне Дамаскине, решил погубить его, поскольку труды последнего об иконопочитании находили много сторонников в Византии. Император оклеветал Иоанна перед халифом, составив от его имени подложное письмо, в котором подданный Сирийского владыки предлагал помощь в завоевании Дамаска. Халиф, поверив этому клеветническому посланию, был весьма разгневан на Иоанна Дамаскина и повелел отрубить ему правую руку. Истекая кровью, преподобный стал молиться перед иконой Пресвятой Богородицы, и свершилось чудо: отсеченная рука срослась и была исцелена. Для того, чтобы сохранилась память о чудесном исцелении и помощи Царицы Небесной, Иоанн Дамаскин прикрепил к чудотворному образу отлитое из серебра изображение руки. Такие символы были достаточно распространены в христианских церквях и имели название «вотивных даров», то есть «обетных, жертвенных». Эти небольшие символические предметы изготовлялись из драгоценных металлов и ими украшались иконы святых в знак благодарности и памяти о явленном чуде. Позже на списках с этого богородичного образа стали писать третью руку.

Дальнейшая история образа «Троеручица»
Известно, что преподобный Иоанн Дамаскин принес чудотворный образ в дар обители святого Саввы Освященного, которая располагалась недалеко от Иерусалима, и там икона пребывала до XIII века. После образ Божией Матери «Троеручица» был подарен сербскому архиепископу Савве, но икона пробыла в Сербии не долго: после турецкого завоевания ее вывезли из страны, чтобы предотвратить поругание великой святыни от мусульман. Существует предание, по которому икону положили на осла и тот сам принес ее в Хиландарский афонский монастырь. С тех пор чудотворный образ находится на Афоне, являясь одной из самых известных и почитаемых реликвий Святой горы. Расположенная в Введенском храме обители, икона явила еще одно чудо, показавшее особое покровительство Царицы Небесной монастырю: когда братия собралась для избрания нового игумена, образ чудесным образом переместился из алтаря на игуменское место. С тех пор в Хиландарском монастыре перестали назначать игумена, а иноки принимают благословение на богослужение от иконы «Троеручица».
В середине XVII века список с иконы «Троеручица» был привезен в Россию по просьбе патриарха Никона, желавшего иметь этот образ в основанном им Новоиерусалимском монастыре. Известно, что вначале непривычная и странная икона вызвала смущение у верующих, поэтому к иконе была прикреплена табличка, на которой давалось толкование этой иконографии. Другой список был сделан для супруги царя Алексея Михайловича и привезен в Москву. От списков с иконы Богоматери «Троеручица» совершались многие исцеления, и вскоре эта Богородичная икона стала пользоваться большой любовью и почитанием на русской земле.

Описание и символика иконы Божией Матери «Троеручица»
По своей иконографии образ «Троеручицы» относится к типу «Одигитрия» или «Путеводительница». Особенностью иконы является то, что на этом изображении Божия Матерь двумя руками держит Богомладенца, а третью руку протягивает к молящимся. Глубокая символика этого образа раскрывается в тропаре, посвященном иконе, в котором говориться о том, что Царица Небесная приносит двумя руками Спасителя в мир, а третью руку простирает над верующими и прибегающими к Ней, подавая им защиту и помощь.
Существуют также варианты этого иконописного изображения. В Сербии и Македонии сохранились древние росписи, представляющие собой изводы образа «Троеручица». На них Божия Матерь написана в полный рост, в правой руке Она держит Своего Божественного Сына, а две другие руки молитвенно протягивает к Нему. В болгарском Троянском монастыре сохранился еще один древний образ, на котором находятся три подвеса из серебра, закрывающих руки Богоматери.

В каких случаях молятся перед иконой «Троеручица»
Существует благочестивая традиция молитвенно обращаться к Божией Матери перед Ее иконой «Троеручица» в случае болезней рук, ног, а также других заболеваний. Однако следует помнить, что перед любым образом Богоматери можно просить о помощи и заступничестве. Главное, чтобы молитва совершалась с искренней верой и от чистого сердца. После полученной помощи нужно не забывать благодарить Пресвятую Богородицу, а в том случае, если наше прошение не исполнено, не роптать, а осознавать свою греховность и неразумие: возможно, в данный момент для спасения наших душ большую пользу принесет терпение скорбей и недугов.

Тропарь, глас 4:
Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8:
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Величание:
Величаем Тя, Пренепорочная Дево, и чтим чудеса образа святаго Твоего, трех пречистых рук Твоих явление в славу Божества, в Троице Бога нашего.

Молитва:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную - надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.